Лайфхаки составления планов на 2018 год

22 декабря 2017, 10:13 3207
Елена Сюмак

Как бы человек ни пытался быть современным, прогрессивным, независимым от погоды и времен года, он все равно подвержен влиянию циклов природы, как и его предки. Ярким тому подтверждением является наша традиция праздновать Новый год. Его отмечали еще древние язычники. Праздник символизировал окончание одного этапа и начало следующего.

Эти представления не исчезли и сейчас. Мы все так же строим новые планы на новый год и проводим оценку года уходящего, пытаясь понять, что было сделано, а что так и осталось в планах. По этой причине уже осенью можно наблюдать и увеличение количества воркшопов, тренингов и лекций на тему планирования на наступающий год. На них расскажут, что задачи на год должны соответствовать жизненным приоритетам и способствовать достижению долгосрочных целей (да-да, они должны быть). А еще объяснят, почему это так важно — провести анализ текущей ситуации и подвести итоги уходящего года.

Annual Report как квинтэссенция долгосрочного и краткосрочного планирования

В бизнес-планировании методы формулирования целей, способы их достижения будут иметь другой формат и другие границы, но общий принцип такой же: анализ текущей ситуации, формулировка состояния, которого необходимо достичь в будущем, и определение конкретных шагов по выполнению планов. Только бизнес-планирование отличается еще более сильной привязкой к календарному году, что обусловлено необходимостью предоставлять финансовые отчеты по итогам года. Эффективным инструментом, который поможет и подвести итоги, и формализовать стратегию, и поставить задачи на будущее в соответствии со стратегией, является Annual Report.

Annual Report — многофункциональный документ, позволяющий решить массу задач: описать долгосрочные векторы, перспективы развития бизнеса, планы руководства; обосновать текущую бизнес-модель и юридическую структуру бизнеса; дать пояснения результатов деятельности с учетом контекста; предоставить неаудируемые показатели; описать инвестиционные программы и будущий эффект от них; презентовать команду менеджеров, подходы к управлению; описать политику и достижения компании в социально-значимых вопросах и т. д. Рассмотрим более подробно роль Annual Report в планировании с точки зрения различных групп стейкхолдеров.

Основание для доверительного сотрудничества с инвестором

Annual Report, а именно — его финансовая и стратегическая составляющие, демонстрирует инвестору корректность распределения его вложений, а также является своеобразным портфолио для привлечения новых инвесторов. Annual Report показывает приверженность компании ее стратегии и принципам, предоставляет анализ достижений компании за прошедший год, уделяя внимание как сильным, так и слабым ее сторонам, а также план действий для митигации рисков.

Инвесторы ищут доказательства разумного управления, а также того, что компания является перспективным и конкурентоспособным игроком. Разделы с описанием команды менеджмента позволяют оценить ее профессионализм, понять, насколько эффективно эти люди смогут распорядиться инвестициями. Для инвестора это не менее важный аспект, чем показатели развития компании: ведь никто не хочет доверять свои деньги непонятно кому.

Для защиты своих инвестиций инвесторы также хотят быть уверенными, что компания работает на перспективном в будущем рынке. Annual Report содержит соответствующие разделы, давая представление о планах развития продуктов, исследованиях, разработках компании и ее будущем потенциале.

Возможности для взаимовыгодного сотрудничества с партнерами

Успешно составленный Annual Report, прежде всего, поможет выделить вашу компанию среди конкурентов и, соответственно, укрепить вашу позицию на рынке, повысить доверие к вашему бренду. Это, в свою очередь, будет служить сигналом партнерам о том, что с вашей компанией можно выстраивать долгосрочные взаимовыгодные отношения, а не просто заключать мелкие сделки для получения краткосрочной сиюминутной выгоды. Для вашей компании это выльется в получение скидок, предоставление более выгодных условий поставок, участие в новых совместных проектах.

Гарантия качества продукции/услуг для клиентов

Наиболее востребована информация из Annual Report клиентами в сфере b2b и в сферах, чувствительных к теме доверия, а именно — банковской и страховой. Клиенты хотят убедиться в надежности и качестве предлагаемых продуктов и услуг, необходимых им для их собственного бизнеса, а также для уверенности в надежности и жизнеспособности вашей компании. Информация о стратегии, исследованиях и разработках помогает клиентам интегрировать собственный бизнес с политикой вашей компании для дальнейшего сотрудничества. Также клиенты хотят убедиться, что осуществляются инвестиции в качество и производство, что сотрудничество с вашей компанией им гарантирует ряд выгод.

Повышение уровня вовлеченности сотрудников

Annual Report отображает результаты деятельности сотрудников компании, информирует о стратегии, иллюстрирует вклад каждого сотрудника в достижение стратегических целей, развитие компании. Компания, понимающая свои будущие шаги, формирует имидж прогрессивного бизнеса, который может предложить сотрудникам безопасное будущее, перспективы развития, профессионального роста. Annual Report поможет сформировать положительное видение о компании у будущих специалистов, которые только определяются с местом работы.

Анализ деятельности компании и проверка актуальности стратегии менеджментом

Составляя Annual Report, менеджмент выявит существующие у компании проблемы, низкорентабельные направления деятельности, ее сильные и слабые стороны, существующие и потенциальные синергии. Качественный Annual Report будет служить основой для принятия дальнейших стратегических решений.

Обязательство выполнения опубликованных планов

Планы, о которых не знает никто, кроме отдельных сотрудников внутри компании, и планы, которые написаны на бумаге и декларируются во вне, — это две большие разницы. Публичность планов будет мотивировать к их выполнению. А в случае последующих отклонений фактических результатов от плановых лучше проанализировать причины этих отклонений, дать объективное объяснение несоответствия прогнозов фактическому поведению внутренней или внешней среды, чем вовсе избегать публичности. Менеджмент, который умеет делать работу над ошибками, повышает оценку своего профессионализма и уровень доверия со стороны стейкхолдеров.

И если в личном планировании очень важно совершить «ритуал» подведения итогов и планирования до Нового года, то в бизнес-планировании запуск подготовки Annual Report обычно происходит как раз после наступления нового года.

Пусть в новом году сбудутся все наши мечты, только не забываем о принципе SMART, ведь именно он помогает превратить хаотично сформулированные желания во вполне осуществимые цели и задачи!

Елена Сюмак, руководитель направления бизнес-планирования Kreston GCG

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.