КСО — это не благотворительность, а дополнительные обязательства

13 декабря 2016, 09:40 4374
Петр Мельник

В украинских реалиях корпоративная социальная ответственность (КСО) до сих пор многими воспринимается как благотворительность, что не совсем корректно. Ведь КСО — это целая комплексная концепция, которая учитывает интересы всех возможных стейкхолдеров: общества, государства, последующих поколений, сотрудников, партнеров по бизнесу, прессы... И данная концепция должна быть неотъемлемой составляющей частью стратегии развития компании в целом.

Бурные события последних лет положительно повлияли на отношение украинцев к личной и коллективной ответственности. Отдельные люди, общины, неприбыльные организации и бизнес всё активнее перебирают на себя функции по инициации, контролю и внедрению в жизнь 17-ти Глобальных целей. В Agricom Group, как и во многих других компаниях, подходы к корпоративной социальной ответственности основываются на концепции Устойчивого развития и делятся на три основные составляющие: социальную, экономическую и экологическую. Более того, в мае мы присоединились к Глобальному договору ООН, 10 принципов которого внедрены в нашу бизнес-стратегию развития на годы вперед. 

Теоретическое обоснование деятельности в направлении КСО, однозначно является важным аспектом при планировании, организации и управлении этим процессом, но не стоит забывать, что практическое внедрение зависит именно от сотрудников компании — их материального благополучия, условий труда, морального удовлетворения от работы и, как следствие, мотивации. Именно поэтому, важнейшей составляющей успеха в КСО является команда, как работающая в офисе, так и в «полях». Без высокого уровня ответственности руководства компании перед сотрудниками невозможно получить и осознанной ответственности сотрудника перед ключевыми стейкхолдерами.  

 

В рамках корпоративной программы «Agricom. Не тільки робота» мы на регулярной основе организовываем велопрогулки для сотрудников и членов их семей, посещение разнообразных развивающих и развлекательных мероприятий: от танцкружка по сальсе до тренинга Роберта Кийосаки. Корпоративная футбольная команда «San Grano» уже успела себя зарекомендовать на открытых чемпионатах, а летом 2016 года парни завоевали серебро на Киевском чемпионате 5 на 5. Мы также всячески поддерживаем здоровый образ жизни: например, как альтернатива «перекуру» в киевском офисе был установлен стол для пинг-понга. 

 

Растениеводство имеет ряд специфических особенностей, одной из которых является работа в сельской местности. Имея земельный банк в 40 тыс. га, компания Agricom Group обрабатывает угодья 7600 собственников (и это помимо невостребованных паев, по которым мы сотрудничаем с сельсоветами). Это и есть не имеющая аналогов в других видах бизнеса категория стейкхолдеров — пайщики, взаимоотношения с которыми ведутся исключительно официально и с соблюдением норм законодательства. 

 

Пайщики же, в свою очередь, являются неотъемлемой частью общин — жителей сел и поселков, бюджеты которых наполняются за счет сборов, уплаченных агропроизводителем. Это фиксированный сельскохозяйственный налог, налога на доходы физических лиц (как зарплатный, так и с платы за паи), единый социальный взнос и прочие. Только лишь тогда, когда бизнесом выполнены все вышеприведённые обязательства, можно говорить о ремонтах школ, детских садов, фельдшерско-акушерских пунктов и объектах инфраструктуры. 

 

Корпоративная социальная ответственность — это именно дополнительные обязательства, сверх прописанных в нормативных документах, а не альтернатива им. К сожалению, до сих пор можно столкнуться с ситуацией, когда сельхозпроизводитель, с одной стороны, уклоняется от уплаты налогов, выплачивая зарплату в «конвертах» или, обрабатывая землю попросту не платит за неё, а с другой — пытается это компенсировать, скажем, установив три пластиковых окна в сельской школе. Это скорее похоже на некий откуп от местной общины, ведь вред, наносимый ведением бизнеса по серым схемам намного значительнее оказанной помощи. 

 

Может ли компания, выпускающая сомнительную продукцию приносить пользу обществу — одному из своих ключевых стейкхолдеров? Однозначно нет. Выпуская продукты питания и транслируя в рекламных кампаниях определенные смыслы, как, например, здоровье, производитель не имеет права использовать вредные для человека добавки.

 

Для себя мы давно определили вектор развития. Вся продукция торгового дома «Добродия Фудз», входящего в состав Agricom Group, выпускается без использования вредных для здоровья добавок (усилителей вкуса, ароматизаторов, подсластителей и т. п.). ТМ «Добродія» и «San Grano» — это только высококачественные злаки, лен и полезные фрукты. Как производители мы уверены, что через три, пять или десять лет регулярного употребления, наша продукция не вызовет у любителей правильного питания проблем со здоровьем, а, скорее, наоборот — позволит получить продукт богатый клетчаткой, омега-3 кислотами и витаминами. Кроме того, по ряду продуктов мы получили разрешение на питание для детей возрастом от 3-х лет. 

 

По-настоящему социально ответственная компания — это та, которая не только соблюдает все нормы и требования действующего законодательства (трудового, налогового, земельного и т. д.), ведет честный, прозрачный и эффективный бизнес, но и добровольно берет на себя большие обязательства, улучшая жизнь нашу, наших детей, внуков, правнуков. 

LifeHack. Бытует мнение, что КСО — это всегда деньги и, зачастую, большие. Могу поделиться лайфхаком на тему: «КСО-проект без бюджета».

 

На территории Белокуракинского кластера наши сотрудники установили 6 спортплощадок, материалом для которых послужил металлолом. Конструкции были сварены в виде лесенок и турников, установлены в школах, на детских площадках, парках и покрашены в цвета государственного флага. А все работы были проведены силами специалистов на местах и, что для нас очень важно, инициатива исходила от них самих, не было т. н. «распоряжения сверху». Более того, из бюджета управляющей компании не было потрачено ни одной гривны. В результате реализации проекта «Сільський спортмайданчик» — не только детвора получила возможности для проведения активных игр, но и взрослые с удовольствием начали заниматься спортом.

Петр Мельник, исполнительный директор Agricom Group

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.