«Казнить нельзя помиловать» или перспективы АПК-2016

11 января 2016, 10:54 2562
Артем Ковбель

Накануне нового года Верховной Радой таки были приняты так называемые «компромиссные» изменения в Налоговый кодекс Украины. За соответствующее решение проголосовали 251 народный избранник. Данные изменения были зарегистрированный как «Законопроект № 3688».

Данные налоговые изменения коснулись также аграрной отрасли Украины. По факту, согласно заявлению главы налогового комитета ВРУ Нины Южаниной, отмена специального режима налогообложения для аграриев перенеслась на 2017 год. В обмен на это установлен переходный период, который составит максимум год.

До 1 января 2017 года будет введен специальный режим в пропорции 75% в бюджет, 25% — на спецсчет для собственного использования.

В частности, предлагается ввести распределение сумм НДС в зависимости от вида реализуемой продукции сельхозпредприятий. Для предприятий, которые занимаются трейдингом зерновых и технических культур — 15% НДС зачисляется на спецсчета с/х предприятий, 85% — на основной электронный счет, с которого после подачи декларации по спецрежиму задекларированные суммы НДС перечисляются в бюджет. Для производителей молока и крупного рогатого скота предлагается оставить 80% НДС, а остальные 20% — перечислять в бюджет. При реализации другой с/х продукции в рамках спецрежима НДС будет уплачиваться в пропорции 50 на 50.

Таким образом, проект налоговой реформы формально частично сохраняет налоговые льготы, а по факту аграрии должны будут уплатить три четверти НДС в бюджет. При этом действующие соглашения Украины с Всемирной торговой организацией гласят о том, что государственная поддержка АПК в Украине не может превышать 3 млрд грн. Этих средств будет явно недостаточно чтоб: а) компенсировать потерю части НДС; б) внедрить новые стимулирующие программы для аграрной отрасли.

В связи с этим, не могу не согласиться с точкой зрения народного депутата Украины Ивана Мирошниченко, который утверждает, что проект бюджета на 2016 год построен на увеличении налогооблагаемой базы без введения дополнительных стимулирующих программ развития для агробизнеса, данный факт попросту приведет к:

а) уходу АПК в тень;

б) уменьшению инвестиционной привлекательности АПК в целом;

в) «мамонтизацией» малого, затем среднего и крупного агробизнеса;

г) увеличения безработицы и ряда других негативных факторов.  

С другой стороны, как говорит один из топ-менеджеров крупнейшего украинского агрохолдинга: «Могло бы быть и хуже, если бы просто отменили спецрежим».

С третьей стороны, все-таки хочется ориентироваться на лучшее и в конце концов требования в рамках программы финансирования МВФ не могут быть зеркальными для всех участников программы, так как, к примеру, в Европе уровень поддержки и субсидирования АПК в разы лучше, чем в Украине.

Таким образом, говоря об инвестиционной привлекательности АПК Украины можно говорить о том, что ситуация 2016 году явно не улучшилась и год предстоит нелегкий.

Артем Ковбель, партнер Kreston GCG

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.