Недавно, глава Нацкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР) Тимур Хромаев сообщил о том, что планируется внесение изменений в законодательство о передаче НКЦБФР функций госрегулирования и надзора за деятельностью товарных бирж. Позже последовало подписание с Министерством экономического развития меморандума «о совместных усилиях по развитию в Украине современной модели организованной биржевой торговли, которая бы соответствовала лучшим мировым стандартам».
На данный момент функция регулирования товарного биржевого рынка принадлежит Министерству экономического развития и торговли. К сожалению, после Революции Достоинства (да и до этого) этим Министерством не было сделано ровным счетом ничего для развития товарного биржевого рынка и создания условий для усовершенствования качества предоставляемых услуг.
Госкомстат Украины сообщает, что в Украине по состоянию на 2015 год зарегистрировано 555 товарных бирж (без учета АР Крым и временно оккупированных территорий). Цифра выглядит угрожающей, если не попытаться разобраться чем занимаются данные биржи.
Подавляющее большинство бирж создавались с 1991 года под благородные цели развития рыночных отношений, однако их учредители теряли веру в возможность развития биржевой торговли или попросту создавали товарные биржи для конкретных операций (например, для оформления купли-продажи автомобилей, биржевая торговля которыми была запрещена в 2010 году). После этого юридическое лицо было проще оставить в «замороженном» состоянии, чем ликвидировать.
Время шло и сейчас, на бумаге, мы видим огромное количество бирж, а реальность говорит о постоянном функционировании не более 50 товарных бирж. Некоторые из них сосредоточились на торгах необработанной древесиной, некоторые — занимаются энергетическими рынками (нефть, природный газ, сжиженный газ, газовый конденсат и др), некоторые пытаются развивать биржевую торговлю на сельскохозяйственном рынке.
Проблема использования товарных бирж для проведения сомнительных операций, отмыванию денег и прочих злоупотреблений должна находиться в сфере компетенции правоохранительных органов. Функции НКЦБФР должны находиться в рамках регулирования рынка ценных бумаг (и деривативов, где базовым активом являются ценные бумаги), что исходит из ее названия, а регулирование товарных рынков и их производных должны относиться к сфере регулирования профильного министерства или отдельного органа, который бы включал в себя участников товарного биржевого рынка.
Опыт развития украинского фондового рынка свидетельствует о том, что регулирование рынка с помощью НКЦБФР не только не приносит на рынок некие стимулы развития, а наоборот с каждым годом объемы торгов с каждым годом сокращаются. А Развитие биржевых услуг и инструментов торгов происходит не благодаря, а вопреки деятельности комиссии. Чего только стоит история с запуском фьючерса на индекс Украинской биржи или запуск торгов фьючерсом на зерновые на той же бирже. Показатели объема торгов формируются в основном за счет оборачиваемости государственных долгов, а именно — ОВГЗ с краткосрочной высокой доходностью, которую эксперты называют спекулятивной.
Торги акциями украинских компаний с 2014 года на бирже ПФТС составили чуть более 1% во всем объеме торгов. На Украинской бирже положение дел получше — доля торгов акциями украинских компаний составила более 30% от суммарного объема торгов. Доля рынка ОВГЗ на этих биржах доминирующая, что не может говорить о здоровом функционировании биржевого рынка.
Последний скандал, связанный с особенностями национальной реализации процедуры squeeze-out еще раз подчеркивает неспособность НКЦБФР качественно и компетентно выполнять функции надзора и контроля за деятельностью участников и защите интересов инвесторов и миноритарных акционеров.
Что касается товарного биржевого рынка
В условиях рыночной экономики с высокой долей теневых операций, функционирование биржевых механизмов крайне затруднено в связи с тем, риски внебиржевых операций для участников рынка намного ниже, чем риски, которые возникают при биржевой торговле. Что уж говорить о развитии и внедрении новых торговых инструментов. Однако даже в таких реалиях украинские биржи способны разрабатывать и предлагать рынку новые инструменты для торговли, работают над созданием и совершенствованием биржевых продуктов и услуг.
Например, на бирже Киев Меркантайл Ексчейндж разрабатывается механизм заключение биржевых сделок, при которых биржа выступает в качестве центрального контрагента и гарантирует финансовые расчеты между контрагентами.
Данный и другие примеры говорят о том, что товарные биржи выполняют свои функции организатора торгов, действуют только в законодательном поле, а также работают над совершенствованием существующего состояния биржевых торгов на товарных рынках.
Некоторые эксперты говорят о том, что закон «О товарной бирже» принятый в далеком 1991 году очень устарел и не может обеспечить регулирование товарного биржевого рынка на современном рынке. С этим можно согласиться, но идея передать регулирование товарного биржевого рынка НКЦБФР по аналогии с регулированием биржевых рынков в САШ выглядит так, словно мы хотим установить на велосипед «Украина» двигатель V8 от Шевроле Камаро. Товарные биржи в Украине являются по сути организаторами торгов реальным товаром, а не производными ценными бумагами по типу фьючерсов или опционов.
Биржевой рынок в США развивался естественным путем. Участники рынка самостоятельно прошли путь от торгов спотовыми товарами до современной торговли производными инструментами с соответствующим уровнем регуляции. Торговля фьючерсами в США велась более 150 лет назад и только лишь с 1920 года Федеральное законодательство стало регулировать эту сферу деятельности, а в 1974 году был принят закон о Комиссии по торговле товарными фьючерсами (CFTC).
Глава НКЦБФР отмечает, что многие необходимые изменения уже прописаны в законопроекте №9035, но он предусматривает отмену Закона «О товарной бирже», а взамен не предлагается ничего кроме принятия закона о рынках капитала. Товарные биржи как таковые просто будут уничтожены, а взамен что получим?
Рыночное сообщество опасается того, что НКЦБФР может нанести лишь дополнительный вред развитию товарного биржевого рынка в Украине. Например, лишняя зарегулированность функционировании бирж может снизить торговую активность, что приведет как к повышению теневого сектора, так и повышению комиссионных сборов самих бирж. Что первое, что другое не принесет рынку положительного эффекта. Вместо развития национального биржевого рынка, как современного института рыночной экономики, мы можем получить задушенные в объятиях НКЦБФР биржевые площадки с сверхвысокими комиссионными ставками.
Анатолий Стоянов, преподаватель кафедры биржевой деятельности и торговли НУБиП Украины, начальник аналитического отдела товарной биржи КМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.