Поэтому, мораторий на проверки превратился в тыкву ровно в 0 час. 01 мин. 1 июля 2015 г., как и предсказывал Закон № 76-VІІІ «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Украины».
2015. Суд на стороне бизнеса
В таких условиях бизнес решил действовать по принципу: «спасение утопающих — дело рук самих утопающих». Спасение нашлось в п. 3 Заключительных положений Закона №71-VІІІ «О внесении изменений в НК Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы», который установил ограничение на проверки в 2015-2016 годах. Так, проверки предприятий и ФЛП с объемом дохода до 20 млн грн за предыдущий календарный год контролирующие органы могут проводить только с разрешения Кабмина, по инициативе самого предпринимателя, по решению суда или в рамках УПК Украины.
Эту норму, а точнее ее широкое толкование, предприятия начали использовать для обжалования в суд приказов о внесении их в планы проверок Госэкоинспекции, Госслужбы геологии и недр, Госслужбы по чрезвычайным ситуациям и пр., а также в качестве основания не допускать проверяющих. Некоторые административные суды, в свою очередь, стали на сторону бизнеса, сделав вывод о наличии моратория на проверки для указанных органов. Суды абстрагировались от названия 71-го Закона и указывали, что понятие «контролирующие органы» относится ко всем контролирующим органам, то есть органам, осуществляющих государственный контроль согласно Закона № 877-V «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности».
Таким образом, представители бизнеса с активной жизненной позицией и позитивным решением суда, смогли избежать проверок еще и в ІІІ-ІV квартале 2015 года.
2016. Суд НЕ на стороне бизнеса
Но 71-й Закон был лишь временной панацеей для бизнеса и в 2016 году позиция судов в отношении моратория изменилась. Теперь суды делают вывод, что мораторий на проверки субъектов хозяйствования, установленный Законом №71-VІІІ, касается проверок субъектов хозяйствования, которые осуществляют органы Государственной фискальной службы и Госфининспекции.
Позиция суда следующая. Нормы Закона 76-VIII, в частности относительно ограничений в проведении проверок, являются общими и касались всех контролирующих органов (кроме ГФС и Госфининспекции). Тогда как нормы Закона № 71-VIII являются специальными и касаются контролирующих органов, обеспечивающих формирование единой государственной налоговой, таможенной политики по администрированию налогов, сборов и таможенных платежей, поскольку критериями определения перечня предприятий, на которые такие ограничения на проверки не распространяются, в частности, является объем дохода за предыдущий календарный год, а также определенный вид их деятельности (производство или импорт подакцизных товаров).
Суды утверждают, что такой подход к положениям этих законов делает логичной и последовательной позицию законодателя, который в один день (28.12.2014) принял различные по содержанию нормы в отношении одних и тех же правоотношений, в частности, полномочий контролирующих органов в проведении проверок субъектов хозяйствования.
Что в итоге?
Высший административный суд Украины в феврале закрепил такую практику. Поэтому, в случае визита пожарника, эколога, «инспектора-трудовика», можно попытаться воспользоваться 71-м Законом, но только, в качестве формального предлога не допуска проверяющего. Это позволит оттянуть начало проверки до момента вынесения решения судом, но, скорее всего, не в вашу пользу.
При этом не стоит забывать, что абсолютно законно можно не допускать проверяющего, если:
- нет письменного уведомления о плановой проверке (за 10 дней до ее начала);
- проверяющий не предоставил направление на проверку и/или служебное удостоверение;
- срок действия направления истек или в направлении на внеплановую проверку не указаны вопросы, подлежащие изучению;
- проверяющий нарушил периодичность проверок, которая определена степенью рисковости вашей деятельности.
Виталий Цимбалистый, юрист юридической фирмы ILF
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.