Важнейший пункт изменений — налоговые декларации крупных компаний за 2019 год не будут приняты, если они составлены на основе финансового результата по НП©БУ, а не по МСФО. Кроме того, отчетность обязательно должна быть подтверждена независимым аудитором.
Напомню, что крупная компания — которая на 31.12.2018 соответствует не менее чем двум критериям из трех: балансовая стоимость активов более 20 млн евро; чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг): более 40 млн евро; средняя численность работников — более 250.
Если по 2018 крупным компаниям предоставляли выбор и отсрочки (переход на МСФО либо 01.01.2017, либо 01.01.2018), то для 2019 года исключений уже нет — полная финансовая отчетность за 2019 год должна быть составлена и аудирована в соответствии с МСФО. Компании должны будут опубликовать финансовую отчетность по итогам 2019 года, выводы аудитора, а также отчет об управлении, который содержит финансовую и нефинансовую информацию, характеризующую состояние, перспективы развития и основные риски деятельности предприятия.
Отдельная отчетность и (при наличии) консолидированная отчетность компании за 2019 год, составленные по МСФО, должны содержать информацию о балансе по состоянию на 01.01.2018, 31.12.2018, 31.12.2019, и отчеты о финансовых результатах, движении денежных средств, изменениях в собственном капитале за 2018 и 2019 годы, соответствующие примечания и сравнительную информацию.
Разницы, возникающие в результате применения требований МСФО к операциям и событиям при составлении баланса на дату перехода на МСФО, отражаются в составе нераспределенной прибыли (убытка) или других составляющих собственного капитала. Предприятие должно раскрыть информацию о том, как переход на МСФО повлиял на его финансовое состояние, совокупные доходы и денежные потоки, как того требует МСФО 1.
Что грозит компаниям, которые не провели обязательный аудит? Санкции для этого нарушения регулируются Законом «Про аудит фінансової звітності та аудиторську діяльність» №2258-VIII от 21.12.2017. Этот Закон дополняет Кодекс Украины про административные правонарушения статьей 163-16 и устанавливает следующее:
Если предприятие не устраняет своё нарушение (т.е. не готовит отчетность по МСФО или не проводит аудит) в течение срока, указанного в предписании надзорного органа, его могут оштрафовать повторно.
Отмечу, что для украинского рынка переход на МСФО и аудит по МСФО не является чем-то невиданным. В стране уже десятки лет функционируют офисы крупных международных аудиторских сетей и множество компаний, которые составляют свою отчетность по МСФО.
В любом случае, затягивать с переходом и откладывать трансформацию отчетности по МСФО, подвергая предприятие санкциям или пристальному вниманию со стороны надзорных органов, явно не стоит.
Андрей Попов, партнер Kreston GCG
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.