Как ни крути, в Украине принято волноваться о результатах выборов и переменах в экономической политике по их итогам. Среди украинских политиков сегодня весьма популярны идеи ревизии отношений с МВФ, отказа от болезненных реформ («даешь дешевый газ для населения!»), пересмотра полномочий и роли НБУ в управлении денежно-кредитной сферой («даешь низкую ставку и дешевые кредиты для стратегически нужных предприятий!»).
Однако к чему приводит «ручное» управление и вмешательство правительства или президента в монетарную политику, мы видели. Турция, с 40%-ной девальвацией лиры в августе 2018 года, показала «мягкий» вариант последствий, но есть и более радикальные примеры из карибского или африканского регионов. Поэтому, пожалуй, базовым можно считать сценарий, при котором Украина не прекратит сотрудничество с МВФ и после выборов — и президентских, и парламентских.
Какими бы ни были их результаты, обновленная власть столкнется с теми же вопросами: как обеспечить макроэкономическую стабильность, не сорвать выплаты по имеющимся долгам и сохранить доступ к внешнему финансированию — как государства, так и нуждающегося в ресурсах бизнеса. Для выполнения этих задач сотрудничество с МВФ критически важно. И если при этом правительство сможет, как и в прошлом году, сохранить бюджетную дисциплину, то колебания курса гривны в течение года не превысят 10%.
Стоит заметить, что в новом меморандуме с МВФ Украина взяла на себя обязательство провести, наконец, земельную реформу. Открытие рынка сельскохозяйственной земли может стать для аграрного бизнеса ключевым событием 2019 года. Как и грандиозным стимулом для расширения банковского кредитования небольших агропредприятий и фермеров.
Во-первых, у таких агропроизводителей появится дополнительный спрос на кредиты — для выкупа обрабатываемой земли или инвестирования в технологии ее обработки (а вкладывать деньги психологически гораздо проще в свою землю, чем в арендованную). Во-вторых, у банков появится новый инструмент для обеспечения кредитов — залог земли. В-третьих, большинство активных на рынке агрокредитования банков уже несколько лет работают над расширением возможностей кредитования именно небольших хозяйств, то есть готовы и дальше наращивать свои кредитные портфели.
Именно «малый» сегмент приводит в банковскую систему новых клиентов, и его потенциал далеко не исчерпан.
Готовы ли фермеры брать кредиты, ведь ставки и требования банков к документам и залогам высоки? На мой взгляд, готовых кредитоваться фермеров становится все больше. Конкуренция банков за качественных заемщиков велика, и это приводит к либерализации предъявляемых банками условий. Кроме того, нисходящая динамика инфляции дает Национальному банку основания для смягчения монетарной политики в будущем, что при нормальном развитии событий позволит банкам снижать ставки по кредитам. Но и аграрии для получения доступа к банковскому финансированию должны выполнить свою «домашнюю работу» — вести бизнес прозрачно, готовить отчетность достоверно.
И если тот самый базовый сценарий будет реализован (включая реформы), то 2019-й для всех нас станет годом развития и роста.
Елена Коробкова, исполнительный директор Независимой ассоциации банков Украины
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.