Как у государства отбирают землю

28 января 2016, 08:30 2564
Михаил Апостол

В собственности у нашего государства находится 10 млн га сельхозназначения. Но очень часто в Украине «государственное» = «ничье». Как «законно» отбирают госземлю, и что поможет остановить это?

До 2013 г. государственными угодья распоряжались главы райадминистраций, которые могли отдавать земли на свое усмотрение, без согласования с сельскими громадами. Сколько участков «ушло» таким образом, кто в каком размере получил за это «благодарность» — остается только догадываться.

Сегодня этими землями распоряжается Госгеокадарст. Уже проводятся открытые аукционы по долгосрочной аренде земли и, как следствие, повышается ее цена уже почти в 3 раза. Это очень хорошо!

Но лучшие юристы работают не в пользу государства и ищут все новые и новые лазейки в законодательстве, чтобы забрать угодья в частные руки.

Кроме прямой передачи, в Украине существует практика пресловутых договоров между госпредприятиями и учреждениями и частными компаниями «о совместной обработке», «о совместном использовании», «о совместном выращивании» и т. д. На деле же, «частники» сами работают на земле, при этом не платят аренду в должном размере. Хотя, когда я говорю: «не платят», речь идет о госбюджете. Кто-то на этом очень даже неплохо зарабатывает.

Еще один «относительно честный способ отъема» земли купить деревья или сооружения, находящиеся на сельхозучастках. Наше законодательство устроено так, что вместе с деревьями или сооружениями фактически в собственность перейдет и земля.

Отказ от собственности. Здесь схема более сложная, но, к сожалению, тоже имеет место быть. Госпредприятие, по предварительной договоренности с бизнесменом, присмотревшим себе лакомый кусок земли, отказывается от своих прав на него. Земля возвращается в ведомство Госгеокадастра. После этого может быть несколько вариантов развития событий. Один из них — собрать подставных людей, которые запросят эту землю под ЛСХ, которые будут «проданы» заинтересованному бизнесмену.

Кроме этого больше 3 млн га используется просто так – без каких-либо разрешений и документов, а, следовательно, и безо всяких налогов и сборов. Сюда можно отнести и землю, на которую не были должным образом оформлены документы пайщиками, а также земля, которая перешла по наследству, но не была оформлена документально. Эти угодья также используются, но государству не приносит того, что должно.

О том, как прекратить эти схемы и потоки коррупционных денег, которые они порождают, я говорил уже ни один раз. Первое — провести поверхностную инвентаризацию госземель. Второе — создание единого реестра государственных земель сельхозназначения. Третье — запретить без конкурса отчуждать землю, только на открытых конкурсах и аукционах.

Землю государственных предприятий и учреждений, где земля используется неэффективно или не по назначению, ее необходимо изъять, и с помощью открытых аукционов передать сельхозпроизводителям.

Михаил Апостол, советник министра внутренних дел Украины

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.