Как спасти свой бизнес в Украине: практические советы предпринимателям

04 апреля 2020, 07:48 2654
Алла Иванец

В попытках выстоять перед общим врагом Covid-19 бизнес ищет новые пути для сохранения своей ликвидности и места на рынке.

По всему миру правительства пытаются поддержать предпринимателей, вводя компенсации и льготы для компаний и их сотрудников. Правительство Украины также предпринимает попытки помочь национальному бизнесу, но пока что единственный реально действенный инструмент поддержки — налоговые каникулы — остается лишь планами. Поэтому компаниям необходимо понять, как выстоять против карантина своими силами.

1. Примите реальность. Первое и самое главное, что должен сделать собственник, — осознать, что кризис не закончится через неделю после выхода с карантина. И даже через месяц. Составлять план работы нужно исходя из того, что по оптимистичному сценарию мировой бизнес придет в норму и восстановит процесс международной торговли к третьему кварталу 2020 года. Это если регионы, в которых сейчас бушует «корона», смогут остановить распространение недуга к лету. В противном случае, если болезнь не удастся обуздать и мир просидит под замком карантина до осени, строить прогнозы крайне сложно. Поэтому важно планировать работу в условиях кризиса и распределять ресурсы «с запасом» .  

2. Минимизируйте кассовые разрывы. Это один из самых больших рисков, который нуждается в тщательном контроле. Для того, чтобы уменьшить угрозу, нужно внедрить системное прогнозирование и провести перераспределение денежных потоков. Если есть угроза разрыва, постарайтесь пересмотреть сроки платежей по договоренности с подрядчиками, поставщиками и арендодателями. Перенос сроков реально поможет удержать компанию на плаву. Помните, что прогноз движения денежных средств в условиях кризиса — главный управленческий документ собственника. 

3. Маркетинг и продажи — в центр внимания. Оптимизируйте ваши траты, но при этом не урезайте маркетинг и систему продаж — сейчас, как никогда, необходимо апгрейднуть эффективность всех инструментов привлечения клиентов. Они должны быть точными и агрессивными. Затяжной кризис переживут только те компании, которые могут грамотно построить воронку продаж. Процессы понятны: для B2B делаем сильную аналитику и точные процессы нахождения потенциальных клиентов, для B2 °C подтягиваем системный интернет-маркетинг. 

4. Адаптируйте бизнес-модель. Проанализируйте, насколько уменьшился объем рынка и как он может измениться после завершения карантина. Понять поведение рынка в экстремальных условиях поможет анализ динамики в кризис 2008-го года. Разработайте продуктовую линейку, которая позволит вам сохранять позиции и расти в новой рыночной ситуации, или адаптируйте уже имеющиеся продукты таким образом, чтобы они повысили вашу конкурентоспособность. Для наглядного примера предлагаю посмотреть, как нам в Kreston GCG удалось адаптировать аудит под условия карантина.

5. Анализируйте и оптимизируйте траты. Проведите ранжирование расходов. В категорию I отнесите жизненно важные для существования компании, в категории II обозначьте расходы второстепенного значения, а в категории III зафиксируйте вспомогательные. В случае, если видите на горизонте серьезные финансовые проблемы, сокращайте расходы, начиная с категории III. Если это не даст результатов, проанализируйте важность должностей — к сожалению, кризис принуждает к сокращениям многие компании. Но не увлекайтесь и не думайте, что сократив 60% штата вы избежите всех проблем и минуете кризис налегке. При хаотичной чистке от кадров вы рискуете потерять ценный ресурс — доверие и лояльность сотрудников, а восстановить его не получится никогда. 

6. Контролируйте фондирование. Уже сейчас понятно, что доступ к кредитам и финансированию в скором времени рискует сильно ухудшиться, а на новые внешние поступления полагаться точно не стоит. Потому рекомендуем провести диалог с вашими банкирами и обсудить возможность открытия или расширения кредитных линий. Поговорите с акционерами и узнайте, готовы ли они вкладывать в бизнес в случае сильного снижения продаж или отказа банков. Это нужно сделать, чтобы уверенно строить стратегию работы и знать свои «тылы».

Любой кризис — это естественный отбор, чистка рынка от слабых компаний. Переживет ли ваше предприятие карантинный период и его последствия зависит только от эффективности управленческих решений и качества антикризисной стратегии. Когда вы возьмете под контроль панику и научитесь балансировать на штормовых волнах рынка, перед вами откроются новые возможности для развития. Используйте карантин, чтобы подтянуть навыки интернет-маркетинга и управления продажами, опробовать новые технологии и повысить личную эффективность.

Алла Иванец, директор по маркетингу и коммуникациям Kreston GCG

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.