Как сдержать рост цен на социальные продукты

11 сентября 2018, 11:16 3144
Вадим Ивченко

Больше года прошло с момента отмены регулирования цен на продовольственные товары и услуги (постановление правительства от 7 июня 2017 года № 394 «О внесении изменений в приложение к постановлению Кабинета Министров Украины от 25 декабря 1996 г. № 1548 и признании утратившими силу некоторые постановления Кабинета Министров Украины»*).

Напомню, в том числе отменили ограничения по торговым надбавкам не выше 15% к оптовой цене производителя на 15 групп товаров (мука, хлеб, макаронные изделия, крупы, сахар, говядина, свинина и мясо птицы, колбасные изделия вареные, молоко и др.). А также отменили предельные уровни рентабельности на производство муки и хлеба социальных сортов, детского питания.

По данным Государственной службы статистики Украины, за год подорожали 80% продуктов из социального ассортимента прошлого года. В частности, морковь — на 137%, яйца — на 100%, свекла — на 70%, макароны — на 59%, сало — на 40%, черный хлеб — на 37%, молоко — на 30%, колбаса и белый хлеб — на 28%, сливочное масло и рис — на 27%, говядина — на 17%, свинина и сметана — на 16%, тушка куриная — на 6%, масло подсолнечное, мука и картофель — на 5%. Относительно заработной платы, то за тот же год она выросла всего на 25%, а минимальная — вообще на 16%.

Итак, преждевременное и невзвешенное решение властей привело к еще большему обнищанию незащищенных слоев населения. Сегодня в структуре расходов украинских семей расходы на продукты питания составляют более половины совокупного дохода семьи. Люди вынуждены выбирать — поесть, или оплатить коммунальные услуги, или купить одежду! Спохватившись, правительство начало искать пути для снижения стоимости продуктов... И это «команда профессионалов»?!

Понятно, что происходит это и еще потому, что нынешняя команда Президента не является независимой от внешнего управления. А для того, чтобы получить очередной транш, можно закрыть глаза даже на голодных людей.

По моему мнению, есть несколько путей, которые могли бы исправить ситуацию. Во-первых, вернуться снова к регулированию цен на социально значимые продовольственные товары и услуги. Но этот путь недемократический и отбирает возможность у бизнеса на установление цены на свои товары. И эффект от этих действий будет непродолжительным.

Также можно восстановить работу Государственного резерва (включив в его состав Аграрный фонд и Государственную зерновую корпорацию). И после его наполнения выходить на рынки с интервенциями для снижения цены экономическими рычагами. Этот путь лучше, чем первый, хотя за свою многолетнюю историю Государственный резерв уже исчерпал свой рейтинг доверия, поскольку всегда был пронизан коррупцией.

Третий, и, считаю, лучший путь — это разработать и принять государственную политику в агропромышленной сфере, которая содержала бы отдельные программы поддержки производства социально важных продуктов питания.

Очень перспективное решение, но коалиция во главе с Президентом не пойдут на такие радикальные шаги. Кроме того, внедрение государственной аграрной политики и поддержка аграрного производителя является достаточно длительным процессом. Власти уже провалили программу поддержки фермеров, на которую на бумаге выделили один миллиард гривен. И сегодня в агропромышленный отрасли средства получают исключительно приближенные олигархи.

Задача руководства страны, особенно в условиях кризиса и военных действий, — это защита населения и создание условий для достойной жизни. А подорожание социальных продуктов питания, особенно во время растущей инфляции, нужно рассматривать как социальную катастрофу и срочно принимать соответствующие шаги для исправления ситуации.

Вадим Ивченко, народный депутат Украины, заместитель председателя Комитета по вопросам аграрной политики и земельных отношений ВРУ


*постановление правительства от 7 июня 2017 года № 394 «О внесении изменений в приложение к постановлению Кабинета Министров Украины от 25 декабря 1996 г. № 1548 и признании утратившими силу некоторые постановления Кабинета Министров Украины»

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.