Как опередить Европу

06 июля 2016, 06:55 4250

Сегодня у украинского аграрного политикума есть уникальный шанс продемонстрировать современное долгосрочное видение развития аграрной политики и опередить своих европейских коллег, которые живут пятилетками.

За окном только 2016, но в Брюсселе уже думают над тем, какой должна быть общая аграрная политика с 2021 на следующие пять лет. Здесь все чаще в кабинетах и залах, на встречах и совещаниях звучат мнения, что необходимо полностью отказаться от прямой поддержки фермеров и направить весь имеющийся финансовый ресурс на развитие сельских территорий.

Аргументом против прямых выплат фермерам стал сложный бюрократический механизм их расчета и непрозрачность начислений (хотя в ЕС отсутствует институт коррупции), несоответствие фактических выплат полученных фермерами с целями, на которых построен институт поддержки в ЕС, а именно защита окружающей среды и развитие сельских территорий. Ведь в конечном итоге фермеры все равно руководствуются исключительно собственными интересами и в большинстве случаев не инвестируют в развитие сельских территорий вне выполнения формальных требований, предусмотренных в процессе начисления прямых финансовых дотаций.

Украина же пока находится в активной фазе представления и утверждения бюджетной резолюции, за которой в сентябре последует законопроект о государственном бюджете на 2017 г. Финансирование поддержки АПК фиксируется именно в этом законе. Минагропрод предложил зафиксировать выделение минимум 1% от аграрного ВВП ежегодно на поддержку аграрного сектора. И хотя фактически денег еще нет, как бывает в Украине с нерожденным теленком, уже ведутся публичные дискуссии, — куда следует направить данные средства. И именно в данном вопросе украинский аграрный политикум должен продемонстрировать силу воли и вопреки собственным финансовым интересам и предвыборным целям принять решение о направлении максимальных средств на развитие сельских территорий, тем самым опередив своих европейских коллег минимум на четыре года.

Развитие сельских территорий, прежде всего, предполагает построение соответствующей инфраструктуры — начиная с дорог, и стимулирования создания дополнительных рабочих мест. Причем оба эти процесса должны происходить одновременно, поскольку без инфраструктуры  предпринимательство на селе обречено на вымирание и молодежь там не останется. С точки зрения создания рабочих мест — вполне логично было бы направлять государственную поддержку на производство такой трудоемкой аграрной продукции как ягоды, бобовые, тыква, сушеные овощи и фрукты, овцеводство и козоводство или другую продукцию животноводства. Но общий положительный долгосрочный эффект возможен лишь в том случае, если государство будет инвестировать в эти направления в течение всей цепи поставки, начиная с производства и заканчивая реализацией в супермаркете или на экспорт.

К примеру, написать бизнес-план по развитию овцеводства на уровне государства со старта производства, сертификации и реализации баранины в ЕС в рамках квот. Если это выгодно, то выделять целевые деньги и финансировать. Но скорее всего еще на этапе написания бизнес-плана государство столкнется с проблемой дефицита кадров, которые могли бы все эти идеи воплощать в жизнь. Поэтому на первом этапе развития сельских территорий необходимо сфокусироваться на сельской инфраструктуре и качественном аграрном образовании. При наличии дорог, соответствующего образования и возможности получать от государства гранты на создание малого бизнеса, увеличение производства и экспорта различной аграрной продукции следует само по себе.

Есть много возможностей эффективного использования ограниченных бюджетных ресурсов с целью стимулирования развития украинского АПК и села, главное  не допустить, чтобы средства налогоплательщиков получал квази-фермер, который получил землю в пользование непрозрачным способом, обрабатывает эти земли «в черную», не платя налогов в местные бюджеты и не инвестируя ни копейки в развитие сельских территорий.

Тарас Высоцкий, генеральный директор Ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса»