Как новые приемы логистики спасают автодороги юга Украины

10 августа 2020, 12:26 3384
Константин Ромашко

Аграрные грузы идут на экспорт по воде, минуя не только автодороги и ж/д, но даже наземную инфраструктуру в портах (!). И теперь речь идет не только о зерне, но и о наливных грузах. Отличная новость для тех, кто переживает за состояние дорожного покрытия южного региона Украины.

Еще недавно казалось, что отправка аграрных грузов на экспорт без использования грузовых автомобилей, или железной дороги — это из области фантастики. Но если зерновые грузы уже некоторое время целенаправленно переводят на реку такие пионеры речной логистики как Нибулон, или относительно молодые, но активные компании как «Грейн Трансшипмент», то подсолнечное масло нашими реками еще не перевозилось. Несмотря на то, что это один из основных экспортных продуктов Украины, сделать это было трудно в виду отсутствия как специализированного танкерного баржевого флота, так и наземной инфраструктуры по перевалке масле на реке.

Но последние десять месяцев в этом отношении оказались знаковыми. Впервые украинское масло было отправлено иностранным покупателям даже без использования наземного терминала в морских портах. Да, схема доставки грузов по реке с последующей погрузкой с борта на борт крупнотоннажного судна, находящегося на рейде, или у причала — успешно заработала. Вся цепочка доставки находится исключительно на воде.

Потенциал такого способа перевалки наливных пищевых грузов огромный. Но речь не только об удешевлении затрат на логистику и гарантированной скорости доставки (без заторов на подъездах к портам). Перевозка по реке существенно снижает нагрузку автоцистерн и зерновозов на автодороги юга страны. Например, только за полгода мы перевезли Днепром около 100 тыс. тонн масла. Этот объем соответствует приблизительно 2,5 тысяч автоцистерн, которые не вышли на дороги. Именно грузовики до сих пор являются неразрешимой проблемой, которая гробит все попытки как-то улучшить состояние дорожного покрытия.

Да, масло и зерно в порты доставляют также и железной дорогой. Обычный житель страны, возможно, и не знает о том, что на самом деле подъездные пути к морским гаваням у нас являются «бутылочным горлышком» и проблема доставки груза в порт в пиковые периоды — большая головная боль для экспортера.

Единственный альтернативный способ — река. Речные перевозки сейчас с одной стороны переживают бум интереса со стороны грузоотправителей, но в то же время не могут в полной мере раскрыть свой потенциал из-за множества проблем: в первую очередь хронического недофинансирования государством критически важной речной инфраструктуры (например, шлюзы и дноуглубление).

Несмотря на аномально теплую зиму и возможность работать на реке перевозчикам и зимой, тем не менее шлюзы пришлось закрыть для выполнения ремонтных противоаварийных работ, а в пиковые периоды возле шлюзов собираются очереди из желающих пройти барж. Есть проблема и с недостаточным развитием береговой инфраструктуры, терминалов, безопасных причалов. Поэтому пока лишь немногие инвесторы рискуют вложиться в речной флот, еще меньше обладают технологией перевалки борта-борт.

Тем не менее, мы рискнули и в 2019 году создали Юнайтед Барж Компани с целью управления логистической цепочкой поставки пищевых растительных масел по рекам Днепр и Южный Буг. И за этот короткий период успели провести несколько новых и уникальных для Украины операций.

У нас надежный флот — да, это б/у танкера каждый из которых грузоподъёмностью от 2.6 до 3 тыс. тонн, но они в отличном состоянии, и до последнего момента перед переходом в Украину эксплуатировались на европейских реках для перевозок пищевых масел и биодизеля, а непосредственно перед покупкой прошли тщательную инспекцию в Нидерландах, где были проверены все механизмы судов, была проведена толщинометрия (измерения остаточных толщин металла в корпусе судна), а проектным бюро, представители которого непосредственно выезжали в Нидерланды, были произведены расчеты прочности корпуса. Все танкера были классифицированы Регистром Судоходства Украины (РСУ), ходят под украинским флагом, прошли ремонт и переоборудование на украинских судоремонтных предприятиях под требования регистра, которые намного жестче европейских.

Два наших танкера в 2020 году прошли доковый ремонт на Херсонском Судостроительном Заводе им.Коминтерна, где была произведена частичная замена металла и полная покраска корпусов, дооборудование. И сейчас и в будущем наша компания является достаточно крупным заказчиком услуг украинского судоремонта, и увеличения количества флота как балкерного так и наливного на реке вдохнет вторую жизнь в судоремонтные предприятия.

6 мая 2020 мы первыми в Украине осуществили операцию по догрузке подсолнечного масла с баржи на морской танкер на внешнем рейде Николаевского порта — Банке Трутаева. Вся операция, включая вспомогательные процессы, заняла около суток. Это позволило значительно уменьшить расходы на фрахт всего судна и обойтись без судозахода в еще один порт.

Также мы впервые в Украине провели операцию, когда морской танкер Stolt Megami был полностью загружен подсолнечным маслом с наших барж без использования наземных терминалов, давно обыденная реальность для зерна, но новшество для рынка пищевых масел. 5000 тонн рафинированного масла отправилось в США, ранее в этом направлении отправлялось только сырое масло.

Пока мы оцениваем потенциал речных перевозок масла для дозагрузки в морском порту и на рейде в 500 тыс. в год (при общем экспорте наливом без учета контейнеров — 5.7 млн тонн в год). Уверен, что мы к этому придем, переведя масло на реку с автодорог. Тем более, что это наш вклад в сохранение дорог от разрушения.

Далее будем увеличивать скорость погрузки. Хотим порадовать рынок и очередными новшествами. Например, прорабатываем перевозки из украинских портов в порты Дуная, ведь там на украинское масло есть определенный спрос. Мы с оптимизмом смотрим на потенциал украинских рек — который по-настоящему еще предстоит раскрыть.

Константин Ромашко, генеральный директор «Юнайтед Барж Компани»

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.