Отзыв Алексея Павленко с поста министра аграрной политики и продовольствия Украины стал доминирующей темой последних несколько дней. В пятницу он таки написал заявление об увольнении. Как события будут развиваться дальше, решат под куполом на Грушевского. Однако после этой шумихи на первый план вышел весьма актуальный вопрос: как данные кадровые перестановки повлияют на внешний и внутренний инвестиционный климат аграрной отрасли страны.
Скорее существенно не повлияют. Для этого есть ряд причин:
- В период с 2014 по 2016 г. на посту министра аграрной политики Украины успели побывать 3 человека, посему отрасль, да и внешние доноры, международные организации настолько привыкли к такой «министерской турбулентности», что в целом с большой долей вероятности со всем уважением к коллегам, данный «switch» никак не отразится на отрасли в целом.
Подтверждением данного факта является ряд проектов в аграрной отрасли, которые, несмотря на нестабильную экономическую и политическую ситуацию и отсутствие гарантий, существовании законодательных ограничений по возврату инвестиций, частой смене министерского кресла, все же рискуют своими ресурсами и продолжают инвестировать, хоть в основном в большие агрохолдинги.
Средний и малый бизнес выкручивается как может, выходит плохо: в коммерческих банках кредитный ресурс непомерно дорогой денег на посевную не хватает. Большая часть привязана к валюте, а экспортные поступления на 75 % необходимо конвертировать в гривны, после снова в доллары для финансирования посевной — такой себе «конвертационный парадокс».
Такое неравенство в доступности к ресурсу в результате приведет к ситуации, при которой крупные агрохолдинги еще сильнее укрупнятся, а малые и средние просто перестанут существовать — вот вам путь к «монополизации».
- Многие приближенные к экс-министру говорят, что г-н Павленко даже после отставки не собирается сбавлять темпы по работе в рамках законодательных улучшений в отрасли.
- К сожалению, наличие или отсутствие министра никоим образом не сказывается на улучшении прозрачности в судебной ветви власти, которая в свою очередь влияет на инвестиционную привлекательность, как страны, так и аграрной отрасли как ее компонента, защищенности инвестиций и прозрачности ведения бизнеса.
Как бы ситуация не повернулась далее, и кто бы не пришел или не вернулся на пост министра аграрной политики и продовольствия, главное соблюдать последовательность программ, которые будут благотворно влиять на развитие отрасли, а это:
- 100% возобновление спецрежима для всех сельскохозяйственных направлений;
- Максимальный режим содействия для малого и среднего агробизнеса, в т.ч. имплементация целевых финансовых программ с привлечением международных финансовых организаций при участии коммерческих банков;
- Принятие необходимых земельных законов, также в части распаевания земель с дальнейшим контролем по недопущению концентрации большого количества паев в одних руках;
- Приватизация неэффективных государственно аграрных предприятий;
- Запуск и имплементация процессов дерегуляции в агросекторе;
- Создание структуры, которая занималась бы квотами с/г продукции в страны ЕС и многое другое.
Министр — это тот же топ-менеджер, только в государственной структуре. Каждый менеджер должен быть эффективен в ведении бизнеса, особенно когда на кон поставлена вся страна.
Артем Ковбель, партнер Kreston GCG
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.