Как Иордания создает бизнес-возможности для женщин в агро

05 ноября 2018, 09:20 2983
Кристина Кузнецова

В Амман, Иорданию, я приехала на 2 недели, чтобы поддержать местную команду MEDA с внедрением СРМ-системы.

Проект занимается развитием экономических возможностей для женщин в Иордании по трем направлениям: переработка овощей и фруктов в соленья и консервацию, приготовление еды для корпоративного сектора, и приготовление специй.

В первый же день мы поехали в Иорданскую долину, самую «аграрную» часть страны, которая расположена по обе стороны реки Иордан и все фермы получают воду для полива из этой реки. Тут выращивают финики, цитрусовые, бананы, а также овощи закрытого грунта.

По дороге я узнала три ключевые особенности страны, которые помогли мне лучше понять ситуацию в целом и цели проекта MEDA по созданию экономических возможностей для женщин в Иордании в частности.

Рынки сбыта

«Рынки Сирии и Ирака, куда шли все наши продукты — закрыты, экономическая ситуация тяжелая, экспортировать трудно и некуда, и не тот объем», комментирует специалист по развитию плодоовощного рынка и сразу же дополняет «поэтому решили сконцентрироваться на переработке и рынке внутри страны». Я отвечаю ему, что ситуация немного напоминает мне Украину, но вместо исчезнувшего рынка Сирии, у нас — Россия.

Когда ехали обратно в Амман из Иорданской долины, по дороге нам встречались десятки вот таких Тойот и Мицубиси доверху груженые дынями, помидорами, овощами и следующими на рынки в Амман. Делаю вывод, что с производством и логистикой на местном уровне все хорошо.

 Транспорт свежих овощей и фруктов из Иорданской Долины в Амман

Вода

Иордания на 4ой позиции в списке самых послушливых регионов, ведь 75% ее территории — пустыня. Таким образом на душу населения припадает всего 150 кубических метров воды в год. К примеру, в Украине это тысяча кубических метров воды, в Германии 2,5 тысячи, а в США 9 000 кубических метров воды. Зато, в Иордании много солнца. В среднем, страна получает от 5 до 7 кВт/ч солнечной энергии на квадратный метр.

У Иордании также есть морская вода, 26 км береговой линии Красного моря. Это не так много, но в 2017 был запущен Проект, который берет воду из Красного моря, опресняет ее через насосы работающие от солнечной энергии и направляет воду на полив теплиц, а также на нужды животноводства. Подобный проект работает и в Эмиратах, я писала об этом в блоге.

 Пустыня Вади Рум

Когда-то пустыня Вади-Рам была морским дном. Мировой океан миллионы лет создавал скалы и расщелины фантастических форм. Потом вода ушла, а ветер и солнце продолжили творческий процесс. 

Женщины

Коллеги из проекта приводят примеры дискуссии с мужчинами в Иорданской Долине, о том, как изменилось отношение к женщинам за последние 15-20 лет в Иордании.

«Да, что вы, разительно изменилось! 15 или 20 лет назад мы не считали женщин членами семьи, но теперь мы это делаем! Обычно, если мужчину спрашивали, большая ли у него семья, он называл только количество мальчиков: сыновей, братьев, племянников. Сестры, жены, никогда не считались  и не упомянались. Но сейчас все изменилось и мы считаем женщин членами семьи, и мы учитываем их. Возможно, все поменялось благодаря тому, что женщины доказали, что способны не только куховарить, но и приносить деньги в семью и беспокоится о материальном благосотоянии».

 Тренинг по финансовой грамотности в организации JOHUD

Мне очень хотелось спросить — как женщины чувствовали себя в то время, если знали, что они исключены и их не считают частью семьи, и как они чувствуют себя сейчас, когда ситуация изменилась.

Конечно же в Аммане я видела работающих успешных женщин, и все как у нас — «на западе». А вот в регионе, где мы находимся, около часа езды от Аммана, для женщины по прежнему вообще не принято работать и в принципе покидать дом без сопровождения мужчины. С другой стороны, женщины очень вовлечены в выращивание культур, производство специй, приготовлении еды для ресторанов и компаний на дому, вот только делают они это все бесплатно. В следствии того, что любое движение женщины зависит от мужчины, женщинам очень трудно строить любые рыночные отношения и хотя бы подобие на бизнес и торговлю.

Например, перекупщики или трейдеры не желают заранее договариваться о поставках специй или консервации, которые женщины стараются делать на продажу, поясняя это тем, что вдруг муж этой женщины передумает и запретит ей выполнить договоренность, не выпустит из дому или не сможет сопроводить или не разрешит взять машину. Поэтому сделки всегда заключаются сразу между мужчинами. В этом случае женщина не получает самого главного — деньги. Для региона вполне принято, что все покупки еды, одежды и товаров для семьи полностью совершает мужчина, женщина не работает, не знает сколько зарабатывает ее муж и совсем не соприкасается с деньгами, не имеет ни личных средств, ни навыков учета и трат, ни понимания как поставить цену за свой товар — специи, соленья или труд.

В следствии теперешнего кризиса и войны в соседних Сирии и Ираке, мужья как бы стали не против, что женщины будут также работать.

Как я писала выше, проект сконцентрирован на трех направлениях: переработка овощей и фруктов в соленья и консервацию, приготовление еды для корпоративного сектора, и приготовление специй. По сути, то, что Иорданские женщины и так хорошо делают, но не получают за это оплату. Все три направления, а особенно соленья и консервация являются очень значимым элементом кухни и культуры Иорданцев.

 Организация JOHUD

Мы находимся в организации JOHUD (это игра слов — Jordanian human development) и по арабски джохуд означает «усилие». Организация помогает женщинам наладить поставки своей продукции на рынок. В качестве рынков сбыта были привлечены ряд ресторанов, а также несколько фабрик по производству консервации, которым нужно нет, не сырье, а готовый продукт приготовленный и упакованный по рецептуре и запросу заказчика. Эти организации высказали три основные опасения работы с «населением» (читай: женщинами), если согласятся закупать у них консервацию и специи.

1. Непонятный санитарные условия (ака на дому), в которых это все готовится;

2. Беспорядочная рецептура, ведь у каждой хозяйки свой рецепт;

3. Отсутствие у женщин навыков переговоров и ведения бизнеса, понимание важности логистики и соблюдения сроков.

JOHUD взяли эти опасения как возможности

По первому пункту — они организовали производственный цех со всеми условиями, водой, столами, холодильниками, где можна вполне себе комфортно заниматься консервацией. Сразу оговрюсь — за то, что женщины пользуются инфраструктурой цеха — помещение, вода, электроэнергия они платят организации 25% от прибыли. Женщины считают это справедливым, так как организация помогает им зарабатывать.

По следующим двум пунктам JOHUD организовал ряд практических тренингов, предварительно узнав какая рецептура и упаковка нужна.

Всего в центре прошли обучение около 900 женщин, все они предварительно получили согласие мужей, что могут участвовать этой в программе. Планируется, что всего в программе примут участие 2000 женщин из региона.

 Цех JOHUD. Женщина готовит заказ: Пироги для кофе-брейков на конференцию

Как следующий шаг, в организации появился консультант, который является связующим между производственным цехом/женщинами, и рынками сбыта, консультант способен поддержать вопросы качества и логистики, но все финансовые решения и планы по поставкам женщины принимают самостоятельно.

Таким образом, рестораны и фабрики получили дополнительных и ответственных поставщиков, а женщины получили возможность зарабатывать, развиваться и общаться между собой.

Uber для заказа еды

На последок хотела рассказать про приложение, которым наш офис, и тысячи офисов в Аммане пользуются для заказа обедов — Bilforon

В мобильном приложении можно найти ближайшую к офису домашнюю еду, которую женщина приготовила/или может приготовить на заказ. Выбираем тип еды, который хотим заказать и место расположение, далее появляются профайлы женщин с рейтингом и отзывами, а также фото их блюд и цены.

Добавляем еду в корзину, оплачиваем, указываем в какое время доставить, и горячий обед в нашем офисе вовремя.

А в полной версии сайта, есть также market place, где можно купить продукты от производителя

Причем, можно искать как по продукту, так и по имени человека.

Кристина Кузнецова, директор «Даталаб Агро Украина»

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.