Как долго ещё продержится мораторий

26 сентября 2016, 07:00 3133
Кахабер Карели

Не надо быть Нострадамусом, чтобы предвидеть очевидное, или как оправдалось моё сомнение, высказанное более года тому назад.

Предисловие. Статья не ставит перед собой задачу рассмотреть политические процессы, а всего лишь обсудить «перспективу» моратория на продажу с/х земель, при вступлении Украины в ЕС.

Новые времена — новые реалии и требования. Сейчас странам приходится больше считаться с мнением других государств, чем три десятилетия тому назад. Если при СССР наша с Вами общая страна проводила собственную политику, то бывшим братским республикам приходится считаться со многим и со многими. Если тогда к решению ООН придерживались исключительно все страны, то на сегодня приходится прислушиваться не только к мнению ЕС — независимым странам свои условия уже диктуют такие могущественные организации, как: Всемирный Банк (ВБ) и МВФ. Не будем оценивать насколько это преемлемо для стран-членов, но в ЕС всё общее — и планы, и проблемы, и решения. Примером тому — недавние события в Греции (финансовые проблемы), во Франции (однополые браки) и распределение квоты беженцев между странами.

В мире происходят процессы, которые невозможно безошибочно спрогнозировать даже мощным научным центрам стратегических исследований, но есть и такие очевидные, предвидеть которые не составит труда даже школьнику со средней успеваемостью.

Более года тому назад мною была опубликована статья «Закроет ли ЕС глаза на несуществование земельного рынка в Украине» (liga.net, 15.04.2015 г.), в котором выражал опасение, что мораторий может оказаться причиной претензий со стороны ЕС.

Надо отметить, что ЕС, вместе с МВФ и ВБ и раньше были бдительными к процессам в Украине, они часто выдвигали разного рода требования, в которых присутствовали и земельные вопросы.

В 2013 году ЕС выдвинул Украине требования, состоящие из 19 пунктов («СМИ опубликовали перечень требований ЕС к Украине», tsn.ua, 12.02.2013 г.). Но тогда речи не было о земле, т.к. на то время действовал мораторий и Европейское сообщество вместе с гражданами Украины покорно ожидали дату его календарного окончания — 01.01.2016 г. На следующий год земельный вопрос все же был затронут в 7-ом пункте «10 требований МВФ к Украине для предоставления кредита»: «Отменить мораторий на продажу земли сельскохозяйственного назначения. Отменить субсидии для производителей свинины и курятины» (colonelcassad.livejournal.com, 24.02.2014 г.). Интересное сочетание проблем — земля, свинина, курятина. Эту информацию из переписки американских дипломатов обнародовал небезызвестный сайт WikiLeaks, в котором говорилось, что это требование МВФ выдвигал в перечне с другими реформами для выделения Украине кредита в $16 млрд. Через год, в 2015-ом, министр финансов Наталия Яресько уверяла общество, что для получения очередного транша, МВФ не ставил Украине условия отмены моратория «Нет, таких требований нет» («МВФ не требовал отменить мораторий на продажу земли — Яресько», zn.ua, 07.06.2015 г.).

Очень хочется верить пани министр, но несмотря на моё огромное желание на то, не получается, никак. Почву для сомнений дают публикации:«МВФ требует ввести свободную продажу земли в Украине» (latifundist.com, 23.05.2016 г.) и «Что пообещала Украина МВФ: повысить пенсионный возраст и разрешить продажу земли» (capital.ua, 16.09.2016 г.), согласно которым, Украине для сотрудничестра с МВФ и получения очередного транша нужно выполнить условия новой редакции меморандума, так называемых «маяков».

Я не стал бы заострять внимание на вышеприведённых статьях, если бы не другая публикация, который ставит в угол тех скептиков, которые до сих пор наивно сомневаются в возможности требований извне: «Еврокомиссия требует от стран ЕС изменить правила продажи сельскохозяйственных земель» (landlord.ua, 29.08.2016 г.). Несмотря на то, что исключительно во всех европейских странах функционирует земельный рынок, свои собственные ограничения есть в каждой из них.

Так, вот, согласно вышеуказанной публикации, Европейская комиссия подала на Венгрию в суд ЕС с требованием отмены ею запрета на приобретение с/х земель иностранными гражданами, как ограничивающего свободное передвижение капитала внутри Евросоюза, что является игнорированием правил ЕС. Кроме Венгрии, Европейская комиссия также требует изменений правил приобретения сельскохозяйственных земель от Словакии, Литвы, Латвии и Болгарии и даёт на это ограниченный срок — два месяца. Учитывая этот факт, надо полагать, что подобное требование может быть поставлено перед Украиной при вступлении в ЕС.

Я хочу сказать пару слов о самом понятии «запуск земельного рынка» (как продекларировано в межпартийном коалиционном соглашении).

Мне кажется, что под этим термином, подразумевается исключительно распродажа на аукционе гос земель сельскохозяйственного назначения, а это ничто иное, как приватизация государственных земель. Этот процесс никак нельзя назвать формированием или функционированием свободного рынка, в нём отсутствует огромное количество пайщиков. Учитывая фактор действия моратория, это может вызвать опасное недовольство 7-ми миллионов украинцев, владельцев паев.

Отмена моратория зависит от принятия Закона «Об обороте земель». Получается, что он жизненно важный, хотя в его нужности я очень сомневаюсь. Из одного названия, лично мне абсолютно непонятно было, какого содержания мог быть этот закон. ВРУ в 2013 году не приняла упомянутый законопроект, который был бы головной болью больше, чем само существование моратория (см. мою статью «Земельная реформа и рынок земли: кому нужны ненужные законы», gazeta.zn.ua, 03.03.2016 г.). На мой взгляд, многолетним ожиданиям также не отвечает и последная редакция этого законопроекта, представленная в ВР — он крайне ниочёмнеговорящий, он также старается из эмфитевиса создать спасителя земельного рынка и протолкнуть его на передовую позицию, как и известные продюсеры бездарного актёра с «хорошей крышей» (см. мою статью «Перспективы земельной реформы в Украине — беседа вторая, liga.net, 10.09.2017 г.).

Тот факт, что старая и новая редакции законопроекта абсолютно отличаются друг от друга и в них полностью отсутствует что-то общее, мне это даёт повод думать, что не только я был в растерянности в связи с его содержанием. С уверенностью можно сказать — каждый автор его трактовал бы по-своему. Такое долгое ожидание принятия этого закона не даёт повода для того, чтобы «лишь бы принять», лучше с этим повременить и предоставить новую, более содержательную редакцию. Обязательно надо учесть, что факт отсутствия полноценного свободного земельного рынка может быть причиной возникновения претензий извне совсем с другим требованиями и гораздо в большом объёме. 

Украине дорого обошлось стремление в ЕС. Чтобы стать его полноправным членом, ей приходиться проводить множество реформ, назад дороги нет и начатое дело надо довести до конца. Входя в общеевропейскую семью, многое своё придется оставить на пороге нового дома. И правительство, и население страны должны учесть все реалии и быть готовыми к некоторым жертвоприношениям. Всё это надо основательно обдумать заранее и быть готовыми к новым реалиям, а не спохватиться пост-фактум. А примеров предостаточно.

P.S. Очень хочу надеяться, что в ближайшем будущем для граждан дружественных Украины и Грузии единственный заботой для заморских путешевствий будет биометрический паспорт. 

Кахабер Карели, доктор экономических наук, эксперт по земельным вопросам

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.