Во-первых, учитывая возобновление государственной поддержки садоводства, необходимо обновить сортовой состав насаждений и отказаться от промышленного выращивания сортов, на которых невозможно заработать. Этот процесс уже начался, и многие производители начали обновление своих насаждений, но, к сожалению, сам процесс растянут во времени, и такие производители начнут заниматься садоводством фактически с нуля.
Во-вторых, необходимо усовершенствовать качество фруктов и ягод, которые выращиваются, ведь просто вырастить их — недостаточно. Например, чтобы продукция экспортировалась, она не должна иметь никаких дефектов и быть правильно охлаждена и упакована.
Развивать кооперацию
Но, самое главное, стратегия производителей сегодня должна заключаться в кооперации, особенно в синхронизации технологии производства, хранении и предпродажной подготовке продукции. Такие случаи есть, особенно в Черновицкой и Закарпатской областях, когда производители, выращивая продукцию, используют общую технологию, вместе хранят и сортируют, обеспечивая большой объем своей продукции по отдельным позициям.
Именно кооперация позволит производителям решить вопрос переработки фруктов и ягод, поскольку в 2018 году вопрос их сбыта для переработки стал болезненным для фермеров. Украина, которая обеспечивала продуктами переработки фруктов и ягод почти весь СССР, в условиях запрета экспорта в Россию должна весь этот объем где-то перерабатывать, а мощностей хранения и переработки не хватает, что и приводит к тому, что цена существующими переработчиками снижается, а больше продавать некуда.
Кооперация позволит совместно создавать перерабатывающие возможности, и сегодня они существуют, но немногие производители, которые столкнулись с проблемой сбыта, готовы кооперироваться со своими соседями и коллегами, что и сдерживает больше всего развитие фермеров сегодня.
Повышать конкуренцию и увеличивать объем переработки
Производителям нужно повышать конкуренцию и расширять ассортимент продуктов переработки, увеличивать объем переработки фруктов и ягод. Это самое главное. Иначе, количество производителей сырья уменьшится.
Почему это не развивается в Украине сейчас? Причина банальна — это очень дорого, а в условиях отсутствия проектного кредитования невозможно для малого бизнеса.
А пока выходов из ситуации немного: либо прекращать выращивать, либо договариваться с существующими переработчиками, что, как показал 2018 год, может и не состояться и привести к сокращениям в отрасли и уменьшению объемов производства.
Формирование стратегии экспорта
Экспорт — это выход, который сейчас является наиболее влиятельным фактором на внутренний рынок и конкуренцию. Очень яркий пример: несколько сотен тонн экспорта премиум черешни в Гонконг в последние три года стали причиной ее дефицита в Украине и держат в тонусе весь рынок черешни.
Экспорт позволяет понять запрос рынка и подстроиться под него. Это стимулирует производителя меняться, а значит — развиваться. Именно развитием экспорта яблок вызвано изменение сортового состава у фермеров, которые выкорчевывают сорт Айдаред, а закладывают сорт Гала.
По инициативе ассоциации «Укрсадпром» в 2016-2018 годах была организована и проведена работа по популяризации украинских фруктов и ягод на мировых рынках. С помощью дипломатических представительств Украины была распространена информация об ассортименте и конкурентных преимуществах украинских фруктов среди национальных торговых палат и местного бизнеса по большинству стран мира.
Кроме того, активно осуществлялась выставочная деятельность — ассоциацией два года подряд организовывались коллективные стенды и презентовались украинские производители и их продукция на крупнейших отраслевых выставках Fruitlogistica в Берлине и Asia Fruitlogistica в Гонконге.
Результатом таких действий ассоциации стала не просто популяризация украинских фруктов и ягод на мировых рынках, а главное — формирование стратегии экспорта фруктов из Украины и открытие для украинских производителей модели работы глобального оптового рынка фруктов и ягод.
Если привести примеры результатов, то прежде всего необходимо отметить понимание того, что украинские фрукты и ягоды отличаются от продукции большинства конкурентов сезоном созревания, а также особыми органолептическими свойствами, то есть вкусом, ароматом, а также окраской.
Таким образом, это позволяет изменить технологию производства, подстроить показатели продукции под требования рынка и завоевать прилавок в маркете тогда, когда на нем отсутствует крупнейший мировой производитель. Это главное преимущество украинских фруктов и ягод, которое позволяет не с дешевыми аналогами, а с самыми дорогими и, главное, не конкурировать с ними, а быть партнерами и вместе удовлетворять самых требовательных потребителей.
Кстати, 2018 год показал, что украинское яблоко на мировом рынке не конкурирует с польским, а продается наряду с итальянским и американским, которые традиционно считаются эталонами качества :).
Дмитрий Крошка, председатель ассоциации «Укрсадпром»
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.