Агродроны: полеты не запрещены

20 июня 2018, 14:50 11403
Валерий Яковенко

На прошлой неделе весь беспилотный рынок Украины взбудоражило. Отдельные интернет-ресурсы выпустили новости о том, что полеты дронов в Украине запретили, и естественно наши аграрии стали интересоваться, как же им работать с дронами над собственными полями.

В первую очередь стоит отметить, что ни о каком запрете речь не идет, это создание правового поля, первых официальных правил для дронов. Сложность в том, что предложенные правила я бы назвал чрезмерно жесткими.

До 1 июня дроны существовали в своеобразной серой зоне, никто не запрещал полеты, но при этом и разрешений не давал. На практике для нас это значило, что мы были не защищены от неправомерных посягательств на нашу деятельность. Любой сотрудник полиции или других структур мог попросить нас прекратить выполнять полеты, и мы обязаны были подчиниться требованию. В то же время воздушное пространство существовало всегда, и правила использования воздушного пространства тоже были. Дроны обязаны были подчиняться существующим ранее процедурам получения разрешения на полеты, однако процессуально это было невозможно.

Редакция представленных правил использования воздушного пространства дронами нам была известна задолго до их официальной публикации. Это часть концепции правил, представленных госавиаслужбой ранней весной этого года. Мы, как часть рабочей группы, потратили несколько месяцев, чтобы изменить эти драконовские меры и подготовить редакцию правил, которые бы всех устраивали. Однако в опубликованной редакции наши пожелания не были учтены ни на йоту.

В то же время, новые правила не носят обязательного характера. Это временный документ, который еще не был проведен в Минюсте, и за несоблюдение временных правил не предусмотрена административная ответственность, однако предусмотрена криминальная. То есть, если дрон будет нарушать высотные режимы или другие рекомендации для выполнения полетов — наказания за это, пока правила не приняты окончательно, нет. Если же использование дрона приведет к созданию инцидента, то это может быть достаточно серьезная ситуация.

Что рекомендуется:

·     полеты должны выполняться лишь днем;

·    запрещаются полеты над объектами под охраной, определенными Минобороны, МВД, пограничной службой, СБУ и другими военными и правоохранительными органами;

·     запрещено летать над дорогами государственного значения, промышленными зонами, электростанциями, железнодорожными станциями, морскими портами, хранилищами топлива, а также над исправительными центрами, колониями и СИЗО;

·     запрет на полеты касается мест аварий и катастроф, зон полицейских, антитеррористических и специальных операций и зон;

·     центральные улицы городов, поселков городского типа и сел, железные дороги государственного и регионального значения и линии электропередачи можно пересекать, но не летать над ними.

Государственная авиационная служба установила ограничение на полеты дистанционно пилотируемых воздушных судов (ДПВС) массой до 2 кг включительно. В частности, по новым нормам полеты выполняются только днем и без пересечения государственной границы. Также полеты должны выполняться за пределами установленных запретов и ограничений ВПП.

Среди других требований — полеты выполняются не ближе 5 км от внешних границ взлетно-посадочных полос и рулежных дорожек аэродромов/вертодромов или не ближе 3 км от внешних границ взлетно-посадочной полосы взлетно-посадочной площадки (ВПП), кроме случаев согласования с эксплуатантом ВПП.

Кроме того, порядком установлено, что полеты выполняются не ближе 500 м от воздушных судов, находящихся в воздухе.

Максимальная высота полета не должна превышать 50 м над уровнем земной (водной) поверхности и только при условиях визуальной видимости ДПВС внешним пилотом.

Запрещено выполнение полетов ДПВС массой до 2 кг над дорогами государственного значения (международные, национальные, региональные, территориальные); центральными улицами городов, поселков городского типа и сел; железными дорогами государственного и регионального значения; над и вдоль линий электропередач, продуктопроводов, кроме случаев выполнения полетов по согласованию с владельцем объекта. При этом во всех этих случаях разрешено их пересечение.

Использование воздушного пространства с нарушением нормативно-правовых актов влечет взыскание штрафа в размере от 1020 до 8500 гривен. В случае опасности для воздушных полетов владелец аппарата может быть привлечен к уголовной ответственности.

Как корректно подавать запросы на использование воздушного пространства, детально описано в презентации УкрАероРуха.

За и против

Сразу стоит отметить, что весь рынок дронов сейчас разделился на 2 стороны. Часть игроков, интернет-магазинов и непрофессиональных пилотов хотят, чтобы правила никто не принимал, чтобы использование дронов оставалось неурегулированным. Это упрощает возможности использовать дроны, когда это предмет развлечения. С другой стороны, системные интеграторы, предприятия, которые используют дроны в своей профессиональной деятельности — хотят видеть правовое поле использования технологий и требуют прозрачности в регуляции рынка.

Но что бы кто ни хотел, регулятор в стране один, и нам четко дали понять, что правила будут внедрены. Отчасти это желание сделать воздушное пространство более безопасным, отчасти же это требование зарубежных межправительственных организаций и агентств. Правила будут.

DroneUA  представляет интересы сразу нескольких сторон, с одной стороны мы являемся производителем украинских дронов, а также импортером беспилотного оборудования DJI, Parrot, SenseFly, представляя интересы этих производителей на территории Украины. С другой стороны мы являемся эксплуатантами технологий, со своими пилотными бригадами и большим количеством клиентов.

Все стороны, которые мы представляем, заинтересованы в наличии правил, прозрачных, простых и понятных каждому. Производители дронов заинтересованы в повышении уровня знаний и ответственности владельцев дронов. Наши клиенты агрохолдинги, которых уже свыше 3.1 млн га, хотят работать в известном правовом поле без рисков для своего основного бизнеса.

Я бы сказал, что это только начало создания правового поля для дронов, и несмотря на жесткие рамки — это позитивный тренд.

Как это влияет на работы

Агромониторинг, облеты полей, фотовидеомониторинг — с предложенной редакцией правил эти работы находятся в зоне риска, несмотря на то, что полеты выполняются аппаратами массой до 2 кг, рекомендуемая высота превышает 100 метров, а дальность достигает гонов полей и достигает порой нескольких километров. Для выполнения агромониторинга невозможно за 10 дней подавать заявки на бронирование воздушного пространства.

Картирование полей, подсчет всходов, определение засоренности полей — в новых редакциях вводятся ограничения по используемым высотам, и в такой ситуации аграрии будут отдавать преимущество мубльтироторным платформам перед самолетными. При полетах на высотах 120-150 метров в большинстве случаев эффективнее использовать дроны мультироторного типа. Для работы на других высотах разрешительная процедура будет усложнена.

Внесение трихограммы — как в существующей редакции, так и в предлагаемых рабочей группой изменениях эти работы можно выполнять, за исключением показателя дальности полетов от оператора. Популярное оборудование обладает массой до 2-х кг, а работы выполняются на низких высотах.

Внесение СЗР с помощью дронов — в новых редакциях документов существует тенденция присвоения данным типам полетов статуса авиахимработ. В таком случае для начала выполнения работ потребуется дополнительная сертификация оборудования.

Что дальше

Сейчас мы видим, что несмотря на попытки вести диалог с представителями регулятора рынку были представлены правила, которые однозначно никого не устраивают. Сложная процедура уведомлений оператора воздушного пространства, жесткие ограничения по высоте и дальности полета, упомянутые архаичные процедуры согласований коммерческих полетов для выполнения аэрофотосъемки — все это не подходит рынку. Никому из участников. Правила нужно менять, собственно поэтому мы будем продолжать в составе рабочей группы проводить встречи с представителями госавиаслужбы для получения обновленной редакции правил, которая всех устроит. Вот линк на желаемые лояльные условия. 

В желаемой редакции учтены как пожелания госавиаслужбы для обеспечения безопасности полетов, так и пожелания эксплуатантов технологий, в том числе и аграриев.

Применение дронов в сельском хозяйстве  приравнивается к использованию технологий с минимальными рисками. Все полеты выполняются далеко от людей и техники, воздушное пространство контролируется операторами дронов, сохраняя прямую видимость.

Государственная авиационная служба открыта к диалогу и готова изменить озвученные правила, публикация упрощенной версии правил ожидается до 24.08.2018 г.

Валерий Яковенко, сооснователь компании DroneUA, глава профсоюза беспилотной журналистики 

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.