Пункт 22.5 Правил дорожного движения определяет, когда применяются специальные правила проезда транспортных средств. Критическим пунктом для аграриев стали габаритные параметры, определенные ПДД, а именно ширина 2,6 м, ведь эту норму «нарушала» большая часть современных сельскохозяйственных тракторов, не говоря уже о комбайнах.
Поскольку почти вся сельхозтехника не подпадала под габариты, определенные ПДД, в действие вступало Постановление КМУ «О проезде крупногабаритных и тяжеловесных транспортных средств по автомобильным дорогам, улицам и железнодорожным переездам», которое определяло порядок получения разрешений на движение для крупногабаритной техники. Это и подача заявки за 3 дня до выезда, маршрута, согласование проезда с другими структурами.
Стоит отметить, что разрешения выдавались на одну поездку или на постоянный проезд, но не более чем на три месяца. Аграриями неоднократно отмечалось о сложности получения разрешения на одноразовый проезд, а когда речь шла о получении постоянного разрешения на три месяца — для решения этого вопроса выделялся юрист и логист от компании, что занимало иногда до месяца.
В период полевых работ решение о выходе в поле может быть принято день в день (погода, отсутствие ветра и много других факторов), или же необходимо быстро переместить технику с одного поля на другое, проехав по дорогам. Именно поэтому продолжительность и сложность процесса получения таких разрешений только усложняет работу агросектора и негативно влияет на выполнение технологических операций.
Дополнительной проблемой на минимум 8500 грн (а максимум — 34 тыс. грн) были штрафы за отсутствие разрешения на движение для такой техники, которые до этого составляли 510 грн. Была даже практика предусматривать в расходах предприятия эти штрафы, однако при их росте минимум в 16 раз это уже не является выходом из ситуации.
Поэтому о главном — что дает принятие проекта:
1. Вводит в Правила дорожного движения термин «сельскохозяйственная техника». Учитывая специфику работы отрасли и то, как задействована техника, обособление сельскохозяйственной техники и прописание в отдельных случаях несколько иного регулирования движения такой техники является правильным шагом.
2. Делает исключение для сельскохозяйственной техники в рамках ПДД, расширяя габаритную ширину до 3,75 м. Единственное, что эта норма действует в рамках движения за пределами населенных пунктов.
3. Дополнительные условия движения сельскохозяйственной техники с габаритной шириной 2,6 м. Все понимают, что безопасность движения — то, от чего всё отталкивается. Поэтому предусмотрено следующее:
— техника должна быть оборудована знаком «Опознавательный знак транспортного средства»;
— сопровождение автомобилем прикрытия с проблесковыми маячками и дополнительными знаками;
— габаритные огни по ширине сельскохозяйственной техники слева и справа;
— запрещается движение сельскохозяйственной техники в колонне.
Данные пункты — это те базовые вещи, которые являются «must have» для обеспечения безопасности движения, с чем согласны и аграрии. Их легче организовать и соблюдать, чем получать каждый раз согласование в государственных структурах в соответствии с Порядком.
Стоит отметить, что эти нормы и так соблюдаются при движении техники — предприятия организуют машины сопровождения, особенно для комбайнов, устанавливают знаки на машины, маячки, светоотражатели и т.п. И поэтому для подавляющего большинства аграриев такие нормы не станут новинкой, а расширение габаритной ширины позволит уменьшить нагрузку на персонал предприятия и более эффективно выполнять работу.
Олег Нестеров, координатор комитета по технике ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса»
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.