Европейская осведомленность потребителей и украинские тренды: к чему готовиться производителям

18 сентября 2019, 06:00 5318
Валентина Лановенко

Европейская комиссия разработала прогноз сельского хозяйства ЕС на 2018-2030 годы. Основой исследования стало изучение влияния поведения потребителей на рынке ЕС и за его пределами.

«Граждане ЕС станут более осознанными относительно своей пищи, ее источников и воздействия на окружающую среду и изменения климата», — говорится в отчете. То есть потребители будут отдавать предпочтение продуктам компаний, философию которых они разделяют и поддерживают. Компании, которые никоим образом не отреагируют на эти запросы общества, будут терять долю рынка. Локальная и органическая продукция, согласно исследованию, будет пользоваться еще большей популярностью у покупателей. Уже сейчас можно заметить, что европейские потребители довольно придирчиво относятся к упаковке и все меньше покупают продукты в пластике. Зато экологические виды упаковки, которые потом могут быть компостированы, стремительно набирают обороты.

Повлияет ли это на изменения потребления в Украине и с какими требованиями столкнутся украинские производители?

Для производителей это приведет к дополнительным затратам на производство, но также станет возможностью дифференцировать свою продукцию, добавляя ценность при снижении негативного климатического и экологического влияния. По сути это означает появление новых видов маркировки и сертификации. Для экспорта свежей плодово-ягодной продукции в ЕС украинские производители должны иметь сертификат Global GAP; для переработанных продуктов — сертификаты безопасности производства типа ISO, FSSC и другие. Известно, что ЕС дотирует сельскохозяйственных производителей и способствует их кооперации. Введение новых видов сертификации является частью маркетинга и регулирования рынка.

Лишь 1% потребителей в Украине понимает, что такое органические продукты и какая разница между органической продукцией и конвенционной. Почему органический рынок так быстро не развивается в Украине, как в ЕС? Основных причин несколько: информирование потребителей о преимуществах органической продукции происходит недостаточными темпами, и уровень доверия покупателей является низким (вследствие повсеместной псевдомаркировки).

2 августа 2019 года в Украине вступил в действие Закон «Об основных принципах и требованиях к органическому производству, обращению и маркировке органической продукции». Теперь вся продукция с маркировкой «био», «органик», «эко», но без действительного органического сертификата, будет изыматься из обращения, а поставщик получит штраф. Целью внедрения данного закона является увеличение доверия к органической продукции как со стороны украинских потребителей, так и иностранных импортеров.

Отечественные производители экспортировали органическую продукцию в прошлом году на сумму €100 млн, что составляет лишь около 1% от уровня потребления органики в Германии — €9,4 млрд. Внутренний уровень потребления органической продукции в Украине является очень низким и оценен в €20 млн.

Потребителей органической продукции в ЕС воспитывают со школьных лет. Так, во многих школах Германии и других стран вводится питание для школьников с обязательным использованием органических продуктов. Кроме того, создают специальные грядки по выращиванию овощей/фруктов по органической методике. Таким образом, ребенок еще со школы понимает, что органические продукты более безопасны для здоровья, окружающей среды, и в будущем также будет их выбирать. Сравнивая с реалиями Украины, у нас сложно удается, чтобы дети в школах получали не только органическую продукцию, а также локальную от местных производителей (это касается яблок, молока, овощей и т.д). Министерство науки и образования Украины должно внедрять новые, лучшие стандарты питания школьников, с мыслью о будущем.

Принципы кооперации, применяемые в Европе, значительно упрощают ведение бизнеса для фермеров. Участники многочисленных кооперативов, например яблочных, занимаются только выращиванием плодов и заботятся о сохранении однородности и качества. Системы идентификации продукции всех участников кооператива дают возможность отследить, в случае необходимости, кто из фермеров поставил выращенную продукцию ненадлежащего качества. Кооператив занимается хранением, сортировкой, маркетингом, сертификацией и отслеживает все изменения, происходящие на рынке. В Украине же фермер обычно занимается всеми вопросами: закупка препаратов, выращивание, хранение, продажи и прочее. Можно ли эффективно все регулировать самому? Достаточно сложно.

Для развития органического рынка в Украине производители должны вкладывать больше средств в маркетинг и повышение осведомленности потребителей о полезности такой продукции. Так, например, у европейских фермеров и кооперативов расходы на маркетинг являются существенной частью бюджета. Акценты ставятся на семейный труд и семейную собственность; эмоциональную составляющую и экологический аспект. Принцип «от поля до вилки» — это прослеживаемость продукции на всех этапах ее производства, что является гарантией безопасности и качества для потребителей.

«Сохранение биоразнообразия возможно лишь при использовании биопрепаратов», — отмечают итальянские фермеры на упаковках органических яблок. Интересно, что фермеры в итальянских кооперативах владеют в среднем всего 2-3 га сада, но объединившись, они обеспечивают себе стабильный сбыт.

Валентина Лановенко, владелец органического питомника семьи Лановенко, консультант по экспорту плодово-ягодной продукции

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.