Министерство финансов разъяснило, что разночтения, из-за которых ГФС планировала инициировать лишение сельхозтоваропроизводителей экспортного НДС при осуществлении этих операций, на самом деле причиной для невозврата указанных средств быть не могут.
Напомню, что спорная ситуация возникла «с подачи» ГФС, когда фискалы поставили под сомнение определение «сельскохозяйственное предприятие», которое фигурирует в принятом в мае прошлого года законе «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно некоторых вопросов налогообложения налогом на добавленную стоимость операций по вывозу за пределы таможенной территории Украины масличных культур». Действительно, определение этого понятия с 1 января 2017 года отсутствует в Налоговом кодексе, со времен отмены самого спецрежима НДС. Но также очевидно, что понятие это не требует никаких дополнительных разъяснений, и является довольно очевидным синонимом понятия «сельскохозяйственный товаропроизводитель», которое содержится в Налоговом кодексе. В целом же, на мой взгляд, спорная ситуация возникла на ровном месте. Тем не менее, аграриям от этого легче не было, ведь одно словосочетание могло лишить их значительных средств, а, казалось бы, несерьезная причина могла бы иметь серьезные последствия.
Достаточно ли в этой ситуации разъяснения Минфина? Вроде бы да, но во избежание подобных разночтений в будущем, а также для устранения любых возможностей для подобных коллизий, необходимо решить эту ситуацию на законодательном уровне.
Сейчас в Верховной Раде зарегистрированы три законопроекта на тему экспортного НДС по сое и рапсу - с регистрационными номерами 10027, 10027-1 и 10027-2. Последний законопроект 10027-2 имеет самый большой авторский коллектив, его соавтором являюсь также и я. Мы с большинством коллег по Аграрному комитету и другими депутатами предлагаем простой выход из ситуации: в пункте 63 подраздела 2 раздела ХХ Переходных положений словосочетание «сельскохозяйственные предприятия» заменить на «сельскохозяйственные товаропроизводители», а также внести технические изменения в определения в Налоговом кодексе терминов «сельскохозяйственный товаропроизводитель» и «сельскохозяйственная продукция».
Проблема заключается в том, что определение термина «сельскохозяйственный товаропроизводитель» предоставлено в нынешней редакции НКУ лишь для раздела, который регулирует исключительно обложение единым налогом четвертой группы (глава 1 раздела XIV). Именно поэтому эти нормы не распространялись на весь текст Налогового кодекса и его заключительные положения. Поэтому эту ошибку также нужно исправить, и это мы предлагаем сделать законопроектом 10027-2. После его принятия мы наконец получим унифицированное применение определения понятия «сельскохозяйственный товаропроизводитель» и сделаем невозможным его искаженное применение. То же касается и термина «сельскохозяйственная продукция», его определение сегодня предоставлено исключительно для целей главы 1 раздела XIV НКУ, а для других положений кодекса его содержание остается непонятным. И чтобы не получилось так, как с термином «сельскохозяйственное предприятие», мы предлагаем решить эту проблему на будущее.
В целом же регулирование возврата экспортного НДС мы по новому кругу не затрагиваем, оставляя механизм, существующий в действующем законе «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно некоторых вопросов налогообложения налогом на добавленную стоимость операций по вывозу за пределы таможенной территории Украины масличных культур».
Часть коллег по Аграрному комитету предложили свое видение решения проблемы в законопроекте 10027-1. Им, согласно пояснительной записке, предлагается изменить конечный срок временного освобождения от налогообложения НДС операций по экспорту соевых бобов с 31 декабря 2021 года на 1 сентября 2019 года. Также им предлагается исключить норму о введении временного освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость операций по экспорту семян сурепицы и рапса. Похожие предложения, с некоторыми различиями, представлены и автором законопроекта 10027. То есть оба проекта предлагают вернуться к состоянию дел, которое существовало до принятия «соевых поправок».
Точки зрения на этот вопрос, как и аргументация, могут быть разными. Но лично я считаю, что проблема экспорта нашего аграрного сырья глубже, и решать ее необходимо более системно. Налоговое законодательство должно стимулировать внутреннюю переработку сырья, ведь таким образом создаются добавленная стоимость продукции и дополнительные рабочие места внутри страны. Эта логика и была заложена в принятом в прошлом году законе, согласно которому экспортный НДС будет возвращаться только самим производителям сырья, а также его переработчикам.
Пока профильный Налоговый комитет вышеупомянутые законопроекты не рассматривал, но, так или иначе, вскоре его члены определятся с тем, какой из них будет поддержан. В любом случае, решение будет приниматься в зале, и каждый из этих проектов будет представлен на рассмотрение коллег. Хорошо, что напряженность вокруг этого вопроса снята, но по сути он пока полностью не закрыт.
Олег Кулинич, народный депутат, председатель подкомитета по вопросам земельных отношений Аграрного комитета ВРУ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.