Экспорт ягод на собственном опыте

03 февраля 2020, 06:44 2681
Журнал «Овощи и Фрукты»

Зарубежные рынки не ждут украинских предпринимателей с распростертыми объятиями. Там высокая конкуренция и скептическое отношение к иностранным производителям. Но если продукция востребована, высокого качества и с адекватной ценой, наладить ее экспорт вполне реально.

Украинские товары пользуются спросом во многих странах. Особенно популярна у иностранцев украинская ягода. Стоит заметить, что ягоды на сегодняшний день являются горячей темой не только в плодоовощном бизнесе Украины, но и во всем мире. Высокий спрос на качественный украинский продукт позволяет поставщикам работать с рекордной рентабельностью. Отечественные поставщики ягод все активнее осваивают европейский рынок и не только.

Собственным опытом экспорта ягод «за бугор» поделился директор ООО «Українська ягода» Тарас Баштанник, который прошел путь продаж ягоды от местных розничных сетей, наладил сбыт в страны ЕС, Персидского залива и Юго-Восточной Азии. Эксперт презентовал сравнительную характеристику рынков ягод ЕС и стран Персидского залива, Юго-Восточной Азии, сделал обзор рынков, продуктов и конкурентов.

ЕС vs Азия

Первое, на что стоит обратить внимание — культура потребления ягод. В Европе прекрасно принимают продукцию в любом виде, и свежие, и переработанные ягоды. На других рынках — преимущественно только свежие ягоды. Азиаты предпочитают свежую черешню, голубику, землянику садовую, малину, ежевику, красную смородину. Замороженная ягода практически не пользуется спросом.

Тарас Баштанник
Тарас Баштанник

«Что касается конкуренции, то рынок Европейского союза практически сформировался, — говорит Тарас Баштанник. —  Однако себестоимость производства и уровень потребления ягод постоянно растет, что заставляет искать новых поставщиков. В Азии рынок только формируется, но чтобы поставлять туда украинскую продукцию, необходимо выдержать конкуренцию с мировыми брендами (Driscoll`s, CarSol, Best Berry и т.п.) и производителями (США, Австралия), которые практически захватили этот рынок». Относительно стабильности и прогнозируемости, то европейский рынок более удобный для экспорта, нежели поставка продукции в другие страны, где ценообразование может колебаться очень часто.

Практические советы от эксперта

  • не работайте с неизвестными компаниями с отсрочкой платежа (это касается в первую очередь стран Персидского залива);
  • Работайте только с надежными логистическими компаниями, особенно при авиа- и морской логистике;
  • Помните об установленных НБУ сроках возврата валютной выручки;
  • Ответственно подойдите к составлению контракта, согласованию с клиентом полного пакета сопроводительных документов для экспорта (это очень важно).

Упаковка

ЕС: В первую очередь —  В2В и только второй этап развития вашего экспорта —  B2C. Зачастую на первом этапе поставки продукции в ЕС товар у вас купит некая компания- посредник, которая, скорее всего, перефасует ваш товар и продаст дальше. Либо перерабатывающее производство. В таком случае от вас не будут требовать конечную упаковку. 

Азия: Практически полностью только B2C. Тут нет рынка переработки или переупаковки. Потребитель требует конечный товар в удобной таре.

Логистика

ЕС: Свежая / замороженная ягода —  автомобильный транспорт.  

Азия: Свежая ягода — авиадоставка. Замороженная ягода —  морские контейнеры. «По моему опыту, самое сложное в экспорте продукции в Азию — это логистика. Прямых рейсов в Сингапур, Малайзию, Гонконг нет. В Эмираты есть, но на перевозку продукции этими самолетами большой спрос, а предложений катастрофически мало. Поэтому возможности экспорта в азиатские страны свежей ягоды для украинских производителей очень ограничены», — делится Тарас Баштанник.

Сертификация

ЕС: Очень высокий уровень требований к сертификации, качеству, стабильности поставок.

Азия: Уровень требований ниже. Основным аргументом будет цена. Специфической сертификации не требуется.

Перспективы рынков

Среди преимуществ экспорта ягод в Европу эксперт отметил, что для настоящего объема и уровня производства ягод (особенно послеуборочной доработки) в Украине было бы стратегически верно ориентироваться в первую очередь на рынки стран ЕС, и  для этого есть свои причины.

«Например, несравненно большие объемы и ассортимент ягод на рынках стран ЕС. Нет лимитирующего фактора по объемам и сложности логистики, в первую очередь для свежей ягоды, — говорит Тарас. — Есть возможность на первых этапах работать в сегменте B2B с трейдерами. А также плановость и конкурентное преимущество (себестоимость) в рамках своего сезона свежей ягоды».

Что касается преимуществ работы со странами Персидского залива и Юго-Восточной Азии, это ниже требования к качеству и сортам ягод, хотя и конкуренция с мировыми брендами. Ниже требования к сертификации, и это важно для общего портфолио и имиджа производителя /экспортера.

Дарина Дышкант, журнал «Овощи и Фрукты»


Больше информации о полезных продуктах в журнале «ОВОЩИ И ФРУКТЫ».

Каждый номер издания содержит информацию о современных технологиях выращивания овощных и плодово-ягодных культур, новости от мировых селекционных центров, институтов и компаний, информацию о сортовом разнообразии и помологических особенностях культур. Практические советы по строительству и эффективному использованию теплиц и парников, технологии хранения и переработки овощей и фруктов, рекомендации по выбору садового и огородного инвентаря. Журнал выходит 1 раз в месяц

Детальнее с номером можно ознакомиться здесь

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.