Экономика аграрной господдержки ЕС и Украины

23 января 2016, 22:40 3284
Олег Нивьевский

От министра аграрной политики и продовольствия, депутатов и фермеров постоянно можно услышать, что если бы у нас была поддержка такая, как в Европе, вот мы бы зажили, а так приходится выдумывать свой велосипед.

Вроде бы, звучит убедительно, однако несложные расчеты показывают, что в части господдержки украинские сельхозпроизводители до недавних налоговых изменений находились, по крайней мере, не в худшем положении по сравнению со своими европейскими коллегами.

Украина и ЕС довольно схожи в агарном хозяйствовании тем, что сельхозтоваропроизводители и у нас и у них работают достаточно интенсивно на арендованной земле. В Украине в аренду передано около 68% общего количества земельных участков сельхозназначения. В ЕС этот процент варьируется между странами. В Голландии, например, только 40% земель передано в аренду, в Италии — 41%. Однако у основных «аграрных конкурентов» Украины в Европе значительно выше процент арендованных земель: в Германии — 70%, а во Франции — 85%. Этот факт важно помнить, учитывая такие два важные момента:

  1. аграрные субсидии в ЕС уплачиваются в своем подавляющем большинстве на гектар земли,
  2. классикой аграрной экономики является то, что такие субсидии капитализируются в стоимость земельных участков. Другими словами, погектарные субсидии в ЕС влекут за собой рост арендной платы, или погектарные субсидии ЕС попадают в карман не производителей, а в карманы землевладельцев.

В Украине государственная поддержка сельскому хозяйству предоставляется преимущественно в виде налоговых льгот (93% от общего объема поддержки в 2014 году), в частности через специальный режим налогообложения НДС и единый налог 4-й группы (до 2015 года — фиксированный сельскохозяйственный налог). Стоит отметить, что с 1 января 2016 года произошли изменения в налогообложении сельхозсектора, однако в этом сообщении оценивается ситуация до вступления в силу этих изменений.

По данным ОЭСР, общая сумма налоговых льгот сельскому хозяйству в 2014 году составила 17,8 млрд грн, или примерно 870 грн на гектар сельхозземли в обработке сельскохозяйственными предприятиями (или 108 $/га). В то же время арендная плата в Украине в 2014 году была на уровне 75 $/га. Таким образом, не трудно посчитать, что соотношение арендной платы к господдержке на гектар составляет 69%, то есть господдержка превышает арендную плату почти на 30%.

Не трудно и посчитать, что в Германии и Франции ситуация почти идентична украинской. В 2009 году, например, субсидии на 1 га сельхозземли в обработке в Германии составляли 331 €/га и 294 €/га во Франции (посчитано на основе данных Евростата и Еврокомиссии). Стоимость аренды составляла 220 €/га в Германии и 195 €/га в Франции. Это дает соотношение арендной платы к гоподдержке на гектар на уровне 66% как для Германии, так и для Франции. Для сравнения, в Нидерландах это соотношение составляло 150%, то есть аренда значительно превышала объем погектарной поддержки.

Итак, поскольку в экономике и бизнесе основную роль играют не абсолютные, а относительные величины, то можно сделать вывод, что украинские аграрные производители в части господдержки находились, по крайней мере, не в худших условиях, чем их европейские коллеги.

Олег Нивьевский, старший научный сотрудник Института экономических исследований и политических консультаций (Киев, Украина)

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.