Думаем ли мы о следующих поколениях?

21 августа 2017, 13:02 5389
Александр Лабенко

В период уборки урожая, когда все руководители хозяйств (мелких и крупных) подсчитывают прибыль, а власть имущие — объемы собранного зерна, меня заинтересовал один вопрос: кто будет отвечать за причиненный ущерб от ведения интенсивного сельского хозяйства?

Думаю, вопрос риторический, и все же попытаюсь объяснить свою обеспокоенность.

Недавно наблюдал картину (как, наверное, каждый год до этого). После уборки зерновых арендаторы (или собственники) подожгли стерню. Казалось бы, ничего особенного, но последствия таких действий могли оказаться непредсказуемыми, если бы огонь перекинулся на жилые массивы или близлежащие лесные насаждения.

Сжигание стерни приводит к выбросам вредных веществ в атмосферу и уменьшает естественное плодородие земли (можно приводить еще много примеров негатива от канцерогенов и т. д.).

Еще одним отрицательным фактором является неконтролируемое внесение минеральных удобрений. И опять же, их внесение может проходить в непосредственной близости от мест проживания людей, что негативно влияет на здоровье населения.

В теории налогов существует понятие «двойного дивиденда», проще говоря, посредством внедрения экологического налогообложения достигаются две цели: наполнение бюджета финансовыми ресурсами (фискальная) и уменьшение расходов государственного бюджета на охрану окружающей природной среды в связи с тем, что субъекты хозяйствования должны действовать таким образом, который приводит к уменьшению объемов загрязнения (в противном случае они вынуждены платить больше налогов).

Сегодня сельскохозяйственный бизнес не несет существенной налоговой нагрузки даже в сравнении с другими видами экономической деятельности. Когда заходит речь о налогах в сельскохозяйственном бизнесе, то складывается такое впечатление, что зацепили священное животное (хоть мы и не в Индии). А следовательно, если нет существенной фискальной нагрузки, не формируется чувство ответственности за результаты деятельности.

Сейчас у нас есть достаточно много примеров, когда наши чиновники и собственники сельскохозяйственного бизнеса выражают радость (гордость) относительно урожая и количества экспортируемой продукции растениеводства. Но это настоящее, а кто думает о завтрашнем дне? А «завтра», когда естественное плодородие земли будет минимизировано, загрязнение сельскохозяйственных земель сделает невозможным экспорт выращенной продукции, какой будет риторика чиновников и владельцев сельскохозяйственных предприятий?

К сожалению, сегодня об экологических последствиях сельскохозяйственной деятельности государство не заботится в достаточной степени.

Александр Лабенко, доцент кафедры налогообложения и страхования, НУБиП Украины

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.