Дискуссионные вопросы в Госбюджете-2017 для АПК

11 октября 2016, 12:18 4186
Александр Бакуменко

Обсуждение Госбюджета-2017 должно стать площадкой для парламента и правительства, на которой будет вестись профессиональная дискуссия по стратегическим направлениям. У нас осталось 2 месяца для детального обсуждения и выработки конструктивной позиции по важным вопросам.

Первый и главный дискуссионный вопрос — это полная отмена спецрежима НДС для сельхозпроизводителей, что учитывается при формировании доходной части проекта госбюджета на 2017 год.  При этом сохраняется нулевая ставка для налогообложения операций по поставке зерновых и технических культур за пределы таможенной территории Украины.

Большинство членов парламентского аграрного комитета не поддерживают идею отмены спецрежима, потому что мы понимаем, к чему это приведет. У нас было несколько совместных рабочих групп с правительством и профильными ассоциациями по налогообложению агропроизводителей под председательством первого вице-премьер-министра Степана Кубива, на которых озвучивалось очень правильное предложение — сохранить спецрежим для отраслей, которые в этом остро нуждаются, таких как животноводство, садоводство, виноградарство и выращивание сахарной свеклы. Взамен мы предлагаем ввести единый налог на землю  с гектара. На прошлой неделе уже был зарегистрирован в парламенте соответствующий законопроект № 5225 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно усовершенствования системы налогообложения в сфере земельных отношений и сельского хозяйства».

То есть уменьшение доходов госбюджета за счет сохранения спецрежима для определенных отраслей предлагается компенсировать введением минимального налогового социального обязательства (МНСО) на сельскохозяйственные угодья, а его ставка составит 1% нормативной денежной оценки земель на гектар.

В чем суть законопроекта: не секрет, что до 30% сельскохозяйственных земель находятся в тени — земля обрабатывается без оформления договоров аренды. То есть одни платят за гектар от 800 до 2000 грн, а другие не платят ничего. Мы предлагаем в законопроекте механизм, который поможет вытянуть эти 30% из тени и в котором мы прописываем систему уплаты этого налога.

Плательщиками МНСО будут физические и юридические лица — собственники земельных участков, паев, а в случае если земельный участок предоставляется в аренду — арендаторы. При этом по концепции законопроекта плательщик — физическое лицо будет платить в бюджет положительную разницу между размером налоговых обязательств по МНСО и общей суммой уплаченного за отчетный (налоговый) год НДФЛ на доходы, полученные от реализации сельскохозяйственной продукции.

Также при начислении налогового обязательства по МНСО физического лица из расчета исключается минимальная земельная площадь размером в 1 га. Это позволит избежать налогообложения 73% сельских домохозяйств.

В свою очередь, плательщик — юридическое лицо будет платить в бюджет положительную разницу между размером налоговых обязательств по МНСО и общей суммой НДФЛ от предоставления земельного участка или пая в аренду и заработной платы своих работников, а также единого социального взноса (ЕСВ), уплаченного в фонд заработной платы юридического лица.

Мы просчитали, что бюджету это даст около 5 млрд грн, которые придут не в центральный, а в местные бюджеты. Примерно столько же нужно для сохранения спецрежима отраслям, которые действительно в этом нуждаются.

Идею оставить спецрежим НДС для отраслей при условии сбалансированности доходной и расходной частей Госбюджета-2017 готовы поддержать и министр агрополитики, и министр финансов, и глава ГФС.

Маржинальность растениеводства сегодня значительно выше, чем животноводства. Мы в прошлом году приняли возврат НДС при экспорте зерна, что позволило повысить внутренние цены на зерно. Но при этом пострадало животноводство, где зерно является основным в структуре себестоимости производства и где с каждым годом сокращается поголовье. Говоря языком цифр, если завтра спецрежим полностью отменят, то сокращение валовой продукции в животноводстве составит до 15%. Нужно помнить, что на долю животноводства приходится 80% занятого населения в сельском хозяйстве. То есть сокращение в отрасли приведет к сокращению рабочих мест.

А те 210 млн грн, которые предусмотрены в госбюджете на поддержку  животноводства, несмотря на то, что эта сума на 160 млн грн больше по сравнению с 2016 годом, его не спасут. Для поддержки отрасли нужно около 4 млрд грн в год.

В целом в 2017 году проектом госбюджета на агропромышленную отрасль предусмотрено 8,3 млрд грн, что почти в 3 раза больше, чем в 2016 году, из них расходы потребления составляют 3,5 млрд грн, расходы развития — 3,9 млрд грн. Основное финансирование предполагается осуществить за счет общего фонда — 5,4 млрд грн, за счет средств специального фонда — 2,9 млрд грн.

По основным программам поддержки развития отраслей АПК планируется направить около 4,5 млрд грн, что в 2,5 раза больше, чем в текущем году.

За счет средств общего фонда в 2017 году в первый раз за последние несколько лет предусматриваются расходы по бюджетной программе «Государственная поддержка развития хмелеводства, закладки молодых садов, виноградников и ягодников и надзор за ними» в объеме 75 млн грн. Это даст возможность увеличить площади закладки многолетних насаждений и стимулировать развитие инфраструктуры по сохранению плодово-ягодной продукции и винограда.

В 2017 году также предполагается за счет средств общего и специального фондов увеличить поддержку фермерских хозяйств по бюджетной программе «Предоставление кредитов фермерским хозяйствам» с 15,8 млн грн до 65 млн грн. Будет сохранено предоставление кредитов для осуществления операций финансового лизинга за счет средств специального фонда по бюджетной программе «Финансовая поддержка мероприятий в агропромышленном комплексе на условиях финансового лизинга» в объеме 3,8 млн грн.

Несколько увеличилось финансирование по сравнению с 2016 годом и  других сфер АПК: социальной,  профильного образования,  аграрной науки, бюджетных учреждений.

Но даже номинально проект бюджета на 2017 год не предусматривает адекватной компенсации потерь, понесенных секторами сельского хозяйства, находящихся в кризисном состоянии: животноводства, овощеводства, садоводства, виноградарства и производства сахара и сахарной свеклы.

Еще один важный и дискуссионный вопрос — это порядок выделения 3 млрд грн господдержки малым и средним фермерам. Не прописан четкий механизм, кому именно и каким образом будет предоставляться помощь. Беспокойство также вызывают источники, за счет которых планируется осуществить наполнение и выплату этих средств. В частности, это конфискованные средства и средства, полученные от реализации имущества, конфискованного по решению суда за совершение коррупционных действий. Но тут нужно отметить, что по состоянию на 1 августа этого года по коду классификации 50080100 «Конфискованные средства и средства, полученные от реализации имущества, конфискованного по решению суда за совершение коррупционного и связанного с коррупцией правонарушения» в спецфонд госбюджета было зачислено лишь 78 382,69 грн при плане на 2016 год 7,75 млрд грн.

Таким образом, возникает логичный вопрос: а получат ли средние и мелкие сельхозтоваропроизводители предусмотренные средства?

Вместе с тем, статьей 4 Проекта закона Государственного бюджета на 2017 год предусмотрено привлечение кредитов (займов) в специальный фонд от иностранных государств, банков и международных финансовых организаций для реализации инвестиционных проектов. В частности, в соответствии с приложением № 9 к проекту Закона, предусмотрено привлечение 400 млн евро (или 11,7 млрд грн) от Европейского инвестиционного банка на реализацию инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе.

Дискуссионных вопросов в этом госбюджете немало. Но, в отличие от предыдущих годов, у нас есть время на конструктивный диалог с правительством. Аграрный комитет ВРУ сделает все возможное, чтобы бюджет АПК-2017 был правильным и профессиональным.

Александр Бакуменко, народный депутат Украины, заместитель главы парламентского Комитета по вопросам аграрной политики и земельных отношений

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.