У бизнеса есть два пути: хайп и системность. Хайп в паре с системностью приводит к миллиардной капитализации. Дуэт хайпа и бессистемности — к банкротству и забвению. Стремясь бесконечно покорять рынок прорывными продуктами, далеко не уедешь. В современном мире идеи и продукты легко копируются, быстро внедряются. И вот уже месяцев через шесть после запуска продукта вы теряете позиции, потому что в затылок вам дышит подлый конкурент, скопировавший идею и реализовавший ее с куда меньшими затратами. Сила компании — не в продукте, а в системе. Как построить систему? Один из важнейших инструментов в этом процессе — диджитализация.
В аграрном бизнесе, которым я занимаюсь уже 20 лет, диджитализация особенно важна. Это специфический бизнес и без жестко упорядоченных процессов в нем легко потерять контроль над происходящим, а вместе с ним — миллионы долларов. Диджитализация процессов была для меня приоритетом в середине 2010-х, когда я возглавил Agricom Group. И остается в центре моего внимания до сих пор.
Расскажу о трех основных этапах диджитализации бизнеса. Они универсальны, и подойдут любой компании, независимо от того, в какой отрасли она работает.
Этап 1. Диджитал аудит
На этом этапе важно описать процессы «как есть». Кто должен это сделать? Вы — руководитель компании, кто же еще! Диджитал аудит не требует от вас специфических знаний, связанных с IT. Главные навыки, которые пригодятся вам в этом процессе, — системность и наблюдательность. Существует несколько эффективных методик проведения диджитал аудита. Среди них — «Диджитальное пианино» и «Модель цифровой зрелости». С особенностями каждой из них, при желании, вы можете без труда ознакомиться в открытых источниках. Суть такова:
В агробизнесе особое внимание уделяется системе безопасности из-за высокого риска воровства. Мы, к слову, не избежали этой проблемы, после чего в экспресс-режиме проанализировали нашу систему защиты и выявили в ней существенные недостатки. В итоге отказались от восьми охранников на объекте, и заменили их одним человеком, который контролирует происходящее с помощью системы видеонаблюдения и держит палец над красной кнопкой тревоги.
Этап 2. Формирование диджитал стратегии
Когда вы оцифруете процессы и посмотрите на общую картину, у вас точно возникнет масса вопросов: Как же я это пропустил? Почему мы используем именно эти решения? И т.д.
Мы привыкли анализировать рынок, конкурентов, маркетинговые стратегии, потребительские предпочтения. Но лишь единицы готовы заняться диджитал аудтом. Я уверен: анализ этой информации и принятие на ее базе решений позволит получить конкурентное преимущество, которое поможет выделить вас на общем фоне. Цель диджитализации — ускориться, чтобы преуспеть в быстро меняющемся мире.
С диджитал стратегией все предельно просто. Посмотрев на ситуацию «как есть», вы моделируете идеальную картину: определяете диджитал-задачи и программные продукты для их решения по каждой функции компании. В одном случае это автоматизация, в другом — систематизация Big Data, в третьем — усиление блока «интернет вещей». Все это называется выстраиванием диджитал-архитектуры.
Создание диджитал стратегии — коллективный труд. В стратегической сессии участвуют руководители направлений и IT-специалист.
Кроме диджитал стратегии, продукт эффективной стратсессии — подробная дорожная карта.
Этап 3. Назначение ответственного
Недавно я выступал на конференции, посвященной диджитализации. Аудитория была очень начитанная, подкованная: представители крупных украинских компаний и местных филиалов международных корпораций. Я пытался понять, что у меня вызывает диссонанс, в чем — несоответствие картинки и того, что происходит. Попросил поднять руку тех, у кого в компании есть chief digital officer. Поднялось несколько рук. Тогда я изменил вопрос: у кого диджитал выделен в отдельное бизнес-направление. Количество поднятых рук оказалось больше, но ненамного.
И это мы говорим о продвинутых компаниях. Как же в таком случае обстоят дела в менее прогрессивных структурах?
Мне все это напомнило конец 1990-х, когда в офисы украинских компаний стали проникать компьютеры, но их использовали, как печатные машинки или калькуляторы. Предприятия, которые шагнули дальше: элементарно начали правильно применять сетевые принтеры, задались вопросом хранения данных и подключения серверов, — ощутимо изменились, стали более структурированными.
Диджитализация сегодня — это новый виток развития бизнеса. Она достойна того, чтобы ее вывели в отдельное направление и закрепили ответственного. В данном случае — диджитал директора. Его задача — обеспечить внедрение стратегии и следить за инновациями. Каждый год на рынке появляются десятки новых программных продуктов, они могут более совершенными и эффективными в сравнении с теми, которые используются в вашей компании. Своевременно сделать замену, обосновать свое решение и подтвердить его правильность конкретными цифрами снижения расходов или роста доходов, — ответственность вашего head of digital.
В современном мире скорость определяет успех бизнеса. Диджитализация — это не волшебная пилюля, которая мгновенно увеличит доходы компании. Но она позволит вам быстрее структурировать процессы, взять их под контроль и выстроить адаптивную систему, способную реагировать на новые тренды и не упускать уникальные возможности.
Петр Мельник, совладелец, исполнительный директор компании Agricom Group
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.