Фактически, она сводится к одной основной цели: разграничению имеющихся функций между органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, а также передачу реальных полномочий на места, в руки соответствующей общины.
Несмотря на необходимость проведения реформы, чиновники никогда не стремились реализовать её на практике: параллельно с декларированием важности её проведения, де-факто у нас осуществлялось построение жесткой вертикали власти. Все это привело к тому, что местное самоуправление существовало в неэффективном режиме: общины имели ограниченные полномочия и, что самое важное, фактически не имели доступа к материальным ресурсам для решения экономических проблем на местах.
К счастью, более двух лет назад «лед тронулся»: так, 1 апреля 2014 года распоряжением Кабинета Министров Украины была утверждена Концепция реформирования местного самоуправления и территориальной организации власти в Украине, которой дала зелёный свет реформе.
С целью проведения децентрализации, в декабре 2014 года Верховной Радой Украины было принято ряд изменений в Бюджетный и Налоговый кодексы, которые принесли новации в механизм формирования местного бюджета и распределения средств между местным и государственным уровнями.
Знаковой также является еще одна дата — 5 февраля 2015 года, когда Верховная Рада Украины приняла важнейший Закон «О добровольном объединении территориальных общин» № 157-VIII.
Каким же путем пошел законодатель для проведения децентрализации, и какие выгоды уже сегодня видны в результате её проведения?
Одним из основных направлений децентрализации является создание объединения территориальных общин, которые формируются из нескольких сельских, поселковых или городских советов, и которые будут в состоянии обеспечивать высокий уровень предоставления услуг в сфере культуры, здравоохранения, образования и тд. Ведь если проблемы решают те люди, которые их ощущают, то они и заинтересованы в том, чтобы решить их на самом высоком уровне. По прошествии одного года действия данного Закона можно сделать вывод, что данные общины являют собой новый уровень осуществления местного самоуправления.
Вследствие законодательных новаций, местные общины получили возможность утверждать бюджет, не дожидаясь принятия государственного бюджета и самостоятельно определять, какие расходы необходимы на развитие собственной территории. Важно отметить, что в результате изменений в законодательстве были значительно расширены источники наполнения местных бюджетов: в частности, на места передано 100% платы за предоставление административных услуг, 100% государственной пошлины, 10% налога на прибыль предприятий частного сектора экономики и введен 5% акцизный налог с реализации розничной торговли подакцизных товаров.
Вышеперечисленные обстоятельства предоставили значительные дополнительные ресурсы местным общинам и открыли реальную возможность на их использование в сферах ЖКХ, здравоохранения, образования, развития инфраструктуры. По статистике, данные изменения привели к росту доходов местных бюджетов в прошлом году на более чем 40%. Вполне очевидно, что это не предел.
По состоянию на сегодняшний день можно говорить, что процесс децентрализации уверенно движется вперед, а общины будут получать новые полномочия для оперативного решения проблем на местах.
В частности, заслуживает внимания законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно расширения полномочий органов местного самоуправления по управлению земельными ресурсами и усиление государственного контроля за использованием и охраной земель» № 4355, принятый Верховной Радой Украины в первом чтении. В частности, он предусматривает передачу сельским, поселковым и городским советам полномочия по распоряжению землями государственной собственности за пределами населенных пунктов в качестве делегированных полномочий и установление порядка передачи земель государственной собственности за пределами населенных пунктов в коммунальную собственность объединенных территориальных общин.
На опыте нашей Компании могу отметить, что этот шаг жизненно необходимым и будет иметь положительный эффект: объединённая община заинтересована в построении прозрачных механизмов предоставления в пользование земельных участков и сможет эффективно формировать доходную часть местных бюджетов в части платы за землю. Дополнительно, регулирование данного вопроса без коррупционной составляющей сможет значительно увеличить иностранное инвестирование.
Напоследок хотелось бы сказать, что децентрализация — это реальная возможность для наших сел, поселков и городов значительно улучшить экономические показатели, инфраструктуру и свою конкурентоспособность. Несмотря на определенный скептицизм со стороны некоторых политиков, последние 2 года показали, что реформа децентрализации может быть успешно реализована, а её положительные результаты уже видно невооруженным взглядом.
Итак, децентрализации — быть! Главное — не останавливаться на достигнутом.
Дмитрий Александров, управляющий партнер ALEXANDROV&PARTNERS
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.