Агрорейдерство-2021. Новые тенденции

22 октября 2020, 07:00 3348
Александр Строкань

В современных реалиях рейдерство — успешный и прибыльный бизнес, который специализируется на нелегальном захвате предприятий и его имущества. Чаще всего под такой удар попадают бизнесы экономически привлекательные - с высокой рентабельностью. Одним из таких является АПК, поскольку в активах бесценный ресурс — земля.

Несмотря на активную борьбу с незаконными захватами, для предприятий в агросекторе появляются новые угрозы. В особенности  это будет актуально после 2020 года, ослабленного  длительным карантином и экономическим кризисом. Владельцы предприятий направили все свои силы на борьбу с последствиями пандемии.

Агрорейдерство сегодня

Спектр действий рейдеров в АПК до 2020 года укладывался в несколько отработанных сценариев:

1. «Черные» регистраторы. За счет государственных регистраторов, которые имеют ключи доступа к реестрам, рейдеры могли отбирать землю и собственность компании, попросту переписывая их на другие организации или людей. Перед такими незаконными действиями, как правило, применялась подделка документов — исправление дат, внесение фальшивых данных и подписей. Чтобы запутать следы, действия тщательно планировались — рейдеры совместно с регистраторами выполняли целую цепочку действий. Таким образом они запутывали следы, и у собственника оставалось мало шансов на возврат своего земельного участка, активов или другой собственности.

2. Давление через уголовное производство. Чтобы получить доступ к земле, через коррумпированные силовые структуры возбуждалось уголовное дело. В ходе него на земельный участок либо на другую собственность накладывался арест. В случае с землей рейдеры получали возможность собрать урожай. После уборочной такие производства закрывались или отправлялись в архив.

3. Физический захват. Самовольный захват — очень распространенное явление. В один день собственник или арендатор участка мог на нем обнаружить организованную группу людей, которые занимаются сбором урожая.

Триггеры 2020 года

Ключевой момент, который закладывает тенденции борьбы с рейдерами — принятие антирейдерских законов. Законопроект №1056-1 был направлен на усиление ответственности за нарушение регистрационных процедур. С вступлением в силу этого закона борьба с рейдерством приобрела новые правовые инструменты:

- Были упразднены аккредитованные организации, которые предоставляли услуги по регистрации имущественных прав, — именно они выступали главным источником незаконных записей в реестре;

- Регистрационные действия теперь должны проводиться по месту нахождения имущества — это сужает возможности «лояльных» к рейдерам регистраторов;

- Государственная регистрация имущественных прав проводится одновременно с нотариальным действием — теперь для изменения сведений о предприятии в госреестре необходимы подписи участников юридического лица;

- Для государственных регистраторов вводится многофакторная аутентификация — доступ к реестру имеет несколько уровней защиты;

- Владельцы агробизнеса теперь могут отслеживать все регистрационные действия в режиме реального времени — об этом их обязаны немедленно извещать государственные регистраторы. Следить за статусом своей компании и собственности также можно через специальный сервис.

Несмотря на предпринятые меры, которые, казалось бы, должны уменьшить количество рейдерских атак, анализ данных ресурса Опендатабот за 2020 год вводит в замешательство — за 8 месяцев их было зарегистрировано 606. Это рекордная цифра за последние 5 лет, которая свидетельствует о том, что количество рейдерских захватов стало больше в 2,5 раза по сравнению с 2015 годом. При этом из всех зарегистрированных дел до суда доходят лишь 43%. О катастрофической ситуации в Украине свидетельствуют данные Мирового рейтинга защиты прав собственности — страна находится на 109 месте из 129 стран.

Из этого следует, что несмотря на предпринятые меры и антирейдерский закон, у захватчиков остались эффективные методы по отжиму предприятий — более того, были разработаны новые механизмы атак.

Что ждать агробизнесу в 2021?

Новые методы рейдерских захватов

С появлением антирейдерского закона рейдеры направили значительную часть своих ресурсов на захват корпоративных прав. Это открыло им массу новых возможностей по отжиму ценной собственности — в частности, земли.

Наиболее уязвимыми становятся те бизнесы, где 100%, 75% или более 51% уставного капитала или акций сосредоточено в одних руках — это увеличивает риск попасть в поле зрение рейдеров.

Для многих собственников и руководителей 2020 год стал переломным — так как был введен карантин. Это привело к тотальному переходу всех сфер жизни в онлайн. Именно поэтому все чаще теперь применяется черный пиар через СМИ и соцсети — общественность стала чаще следить за новостями, которые публикуются в сети, поэтому ею легче манипулировать через веб-ресурсы. Карантин показал, что «разгон» информационной волны в сети может быть весьма эффективным — причем не только в целях черного PR. Если руководство или собственник компании будет грамотно использовать веб-ресурсы в своей работе, это позволит извлечь максимальную пользу — создать здоровый имидж предприятия, получить поддержку общественности. В свою очередь, общественный резонанс позволяет выйти на новый уровень коммуникации с силовыми структурами, политическими силами. С такими компаниями рейдерам справиться труднее, так как при попытке захвата такое нападение неминуемо привлечет внимание общества.

Директора, которые не любят публичность и избегают ее, в новой реальности станут более уязвимыми. Ведь если вовремя не поработать над своей репутацией и имиджем, это создает риски — и риски немалые. Таких руководителей легче сместить. Против них легче организовывать атаки в информационном поле. Непубличные руководители и их предприятия намного чаще становятся целью черного пиара, ведь против них легче настроить общественность. Для этого рейдеры вовлекают как гражданские организации, так и политические силы — для комплексного давления на суды.

Другая  тенденция, которой способствовала пандемия, — несвоевременная реакция уполномоченных органов на сигналы о рейдерских атаках. Из-за ряда ограничений они не могут вовремя обрабатывать всю полученную информацию и принимать соответствующие меры. Нестабильная ситуация затянулась на неопределенное время, а основной груз по защите собственности перешел на владельцев агропредприятий — такая тенденция будет актуальна, как минимум, и для начала 2021. Сюда же стоит включить и затягивание дел в антирейдерской коллегии — это позволяет рейдерам совершить несколько перерегистраций, чтобы усложнить владельцу собственности любые меры по противодействию и возвращению своего имущества.

Сегодня, с учетом сужения рынка «черных регистраторов» и вследствии удорожания таких услуг, определения судьи/следственного судьи стали трендсеттерами в вопросах рейдерства. Например, с последней практики, на основании незаконного определения следственного судьи о «приостановлении действия решения государственного регистратора» была удалена запись о праве собственности  клиента на недвижимое имущество и зарегистрировано за третьими лицами. Почему определения судов? Возможность применять разнообразные формулировки в резолютивной части, вынесении и исполнение за один день, перекладывание всей ответственности с бенефициаров схемы на суды, — масса преимуществ.

Закон о рынке земли, который начнет действовать с 1 июля 2021?

После снятия моратория был принят Закон о рынке земли, который вступит в силу 1 июля 2021 года. Он позволит с 2023 года продавать землю сельскохозяйственного назначения не только физическим, но и юридическим лицам, с действующими ограничениями:

- до 100 га для физических лиц;

- до 10 тыс. га юрлицам.

Вопрос насчет права иностранных компаний на покупку земли остается открытым — предполагается, что он будет решен на референдуме.

С выходом в гражданский оборот массива земли можно ожидать появление новых случаев агрорейдерства.

Как защитить свой бизнес аграриям в 2021: 5 основных рекомендаций

Чтобы не допустить отъема земли или предприятия, я рекомендую придерживаться таких советов:

1. Обеспечить постоянный мониторинг изменений в реестрах. Сделать это можно через сервис Опендатабот, который можно настроить для оповещения в мессенджерах.

2. Устранить риски внутри организации. Необходимо провести юридический аудит на выявление слабых мест организации для дальнейшего исключения. На что смотреть?

- Структура владения корпоративными правами, в том числе учредительные и внутренние корпоративные документы;

- Структура владения движимым и недвижимым имуществом;

- Структура управления бизнесом.

- Финансовые и бухгалтерские документы.

- Контрагенты и отношения с ними.

- Система безопасности.

Четко структурировать все процессы предприятия, определить должностные обязанности, позаботиться о конфиденциальности данных.

3. Заботиться о конфиденциальности. Положение о конфиденциальности недооцениваются современными предпринимателями и, несмотря на всю сложность использования таких доказательств, существует вполне реальная судебная практика в пользу бизнеса. Рекомендуем стандартно добавлять 2-3 судебных кейса для ознакомления при подписании сотрудниками соглашения о конфиденциальности, чтобы не казалось, что это не работает.

4. Не допускать концентрации имущества в одном юридическом лице, иначе высокий риск отобрать все за 1 раз. Намного сложнее и дороже изменить данные в 5 юридических лицах, зарегистрированных, к примеру, в разных городах.

5. Проводить работу над репутацией и следить за информационным полем. Большинство собственников недооценивает важность публичных мероприятий. Рейдерам будет сложнее применять против вас один из самых популярных методов захвата — черный пиар, направленный на уничтожение репутации собственника и предприятия.

Прежде всего стоит помнить, что гарантированной защиты от рейдерских атак нет. Не существует и универсальных методов борьбы с захватчиками — все зависит от конкретной ситуации. Но существует практика превентивных мер, которая позволяет минимизировать риски. Важно правильно подобрать специалиста, который имеет опыт в антирейдерской практике, сможет выявить все слабые места бизнеса и принять конструктивные решения по изменению их статуса.

Александр Строкань, партнер, адвокат, руководитель практики разрешения споров Mitrax

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.