Тибет расположен на высоте более 3500 м над уровнем моря, а это значит, что не всякие агрокультуры могут прорасти и выжить на таких высотах. Тоже самое можно сказать и про животных. Условия достаточно суровые: сухой воздух, сильный ультрафиолет, недостаток воды, расстояния в несколько тысяч километров.
С 2004 года Китай инвестировал в развитие сельских территорий более 3 млрд юаней. Эти деньги были направлены в проэкты связанные с сельским хозяйством и животноводством, уникальными для региона, такими как высокогорный ячмень, разведение яков и традиционная тибетская медицина, а также в развитие инфраструктуры, особенно автомобильных и железных дорог.
Железная дорога Тибет — Цинхай — самая высокая в мире. На некоторых участках поезд подымается на высоту 5000 м, а всего поезд от Ланджоу до Лхасы, в котором ехали мы — идет 24 часа. За окном яки, бараны, снежные горы и сплошная стройка. В вагонах через отверстия подается кислород, это помогает уберечься от горной болезни.
Высокогорный ячмень
На 75% с/г земель, что обрабатываются в Тибете, крестьяне для себя выращивают высокогорный ячмень, из которого потом готовят Тибетское повседневное блюдо — тсампу. Тсампа — это прожаренная ячменная мука, которую смешивают с водой или чаем с жирным молоком яка, формируют в ладонях из муки и жидкости тесто в виде шариков, и, вот так их едят в течении дня. Для нас такое блюдо кажется странным — можно ли насытиться сырым тестом, а тибетцы с гордостью просвещают: это очень вкусно, удобно и еще и готовить не нужно! Набрал в карман в муки, при случае смешал ее с водой — и пообедал. В отеле Лхасы, где мы остановились, на завтрак как раз и предлагали тсампу. Сказать по правде, ее фанаткой я не стала.
Деревни
Дом типичного сельского жителя построен из камня, обязательно выкрашен в белый свет, так как уровень ультрафиолета на высотах более 3000 м сильный, и белый помогает его отбивать. А вот окна всегда выкрашены в черный, что помогает зимой привлекать тепло. На крыше по четырем сторонам находятся цветные молитвенные флаги, символизирующие воду, землю, огонь, небо и облака. Обязательным элементом является красный флаг КНР. А если на доме нет китайского флага, полиция оштрафует селянина. Флаги цепляют также на трактора, технику и яков в поле. Для того, чтобы механизировать труд правительство запустило программы грантов и дешевых кредитов под лозунгом «От яков к трактору». И в полях теперь видно яков вперемешку с тракторами.
На каменном заборе перед домом сушится навоз яков, его собирают, делают из него лепешки и дальше используют для отопления дома и приготовления еды. Деревьев в Тибете практически нет. Хотя сейчас китайское правительство старается создать рассадники и искусственные леса, а благодаря железной дороге может завозить уголь и дерево.
Яки
На высоте более 3500 м хорошо живется якам. Яки считаются основой тибетской жизни кочевников. Это животное важно для экономического и личного благополучия семьи. Из продуктов, изготовленных из яков, семья может одеть, укрыть и прокормить себя полностью, поэтому неудивительно, что некоторые говорят, что к якам относятся так же, как и к членам семьи.
С помощью яков обрабатывают землю, доставляют тяжести, из шерсти и кожи яков — делают одежду, навозом — обогревают жилище, молоко и молочные продукты — это пища, масло — используют для свечей и освещения помещений, жир — мыло, кожей яков обтягивают лодки, а черепом украшают дом.
Масло яка — очень ценный продукт, на нем готовят чай. И продается оно как в застывшем, так и топленом виде. Человек приходит со своим термосом и ему в него отливают масла на хозяйственные нужды.
Местное население
Те тысячу километров, что мы намотали по Тибету, мы постоянно были под присмотром гида, и в первый же день он попросил нас вести себя политкорректно и не отвлекать местное население разговорами.
Политическая ситуация
Лхаса разделенна пополам — на китайскую новую и тибетскую часть. Улицы в тибетских кварталах патрулируют военные, а на каждом перекрестке стоят большие стеклянные будки, где дежурят солдаты армии КНР, говорят, что делают это лишь в целях безопасности.
Дворец Потала — резиденция Далай Лам, из которой Далай Лама 13 бежал в 1959 году в Индию, когда Китай окончательно захватил Тибет, изображена на купюре в 50 юань
На площади возле дворца Потала была когда-то деревня. С приходом китайцев в Тибет, людей с деревни переселили, деревню разрушили, и на ее месте построили вот эту бетонированную площадь, взяв за прототип площадь Тяньаньмэнь в Пекине. Кстати вход на эту площадь, как и в Пекине осуществляется через рамки металлоискателя: нужно просканировать себя, сумки, показать паспорт и глянуть в камеру, которая научена распознавать лица.
Двойная сторона медали
Быстрое развитие территорий и массовое строительство дорог имеет две стороны медали: с одной стороны, оно действительно усилило экономический рост, позволило людям зарабатывать, получать медицинскую помощь, товары первой необходимости. C другой — дешевые Китайские товары и китайцы наводнили Тибет.
«Ну и что!» — скажете вы, «зато посмотри, как государство заботится о людях — великолепные дороги, дешевые кредиты, бесплатная медицина!». Но дело в том, что у большинства тибетцев нет паспорта, есть лишь пластиковая ID карта, что не дает права свободно передвигаться, переехать, получить визу в другую страну. Тибетцы для китайцев считаются неблагонадежными. Наш гид, на вопрос о паспорте, сказал, что это его не сбыточная мечта, и что он дважды подавал на паспорт, ему отказывали без причины.
«Ну и ладно!», — продолжите вы, «зачем ехать заграницу, если дома все обеспечено?» Приведу еще один пример. В Тибете есть свой язык и письмо, а все образование тут доступно только китайском, уроки тибетского предусмотрены лишь час в неделю. Тибетцев обучают китайской культуре и китайской истории, перекроенной под каноны Партии, большинство западных источником СМИ заблокировано. Именно партия делает весь выбор за человека: какая информация для него хороша, а какая — не очень. Все это — ограничивает выбор, и погружает людей еще глубже в систему, которая либо награждает тебя за то, что ты следуешь правилам, либо наказывает и ограничивает — если ты не согласен с ними.
Кристина Кузнецова, сооснователь Гринвал. Консультант по мониторингу, оценке и маркетингу в Украинском Проекте Бизнес Развития Плодоовощеводства — UHBDP
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.