Аграрный, продовольственный, энергетический... кооператив — американский опыт

26 апреля 2016, 07:39 3421
Александр Жемойда

Продолжая цикл обзоров крупных аграрных компаний, каждый раз сталкиваюсь с определенными особенностями, которые нельзя считать национальными.

В прошлый раз, напомню, речь шла про аргентинскую компанию, которая со временем превратилась в регионального лидера и претендует на звание глобального игрока.

Сегодня же речь пойдет об одном из лидеров глобального рынка, компании, которая  имеет ряд специфических особенностей и различий.

Каждый раз, когда речь заходит про успешный бизнес, на ум приходят несколько простых вопросов.

1) Насколько нетривиальный взгляд на проблемы и задачи способен обеспечить успех?

2) Как компании диверсифицировать свою деятельность, чтобы оставаться успешной длительное время?

3) Какова роль личности в каждой истории успеха компании?

На этот раз речь пойдет про американскую компанию, которая хорошо известна в Украине как трейдер, а в мире — как энергетическая (управляет несколькими нефтеперерабатывающими заводами и нефтепроводами, производит, продает и распространяет под собственной торговой маркой очищенное топливо, масла, пропан и энергоносители из возобновляемых источников), продовольственная (очистка около 600 тыс. т сои в год, производство около 3 млн т соевого белка, производство масла, мукомольные мощности и производство кормов для животных), аграрная (выращивают около 15 млн т зерна). Имеет более чем столетнюю историю, входит в список Fortune 100, и при этом по своей организационной структуре является.... кооперативом.

Речь идет про CHS Inc. — американскую многопрофильную компанию.

При детальном изучении деятельности и истории компании, несколько раз удивлялся, насколько успешность решений зависит от выбранного «угла зрения». Начало 2000-х, когда рынки были на подъеме, CHS диверсифицирует свою деятельность и, оставшись крупнейшим в своей стране объединением кооперативов (на тот момент 66 тыс. 600 производителей и 1300 кооперативов, в состав которых входит еще около 300 тыс. фермеров) одновременно является одним из крупнейших производителей энергоносителей (переработка около 140 тыс. баррелей нефти в сутки, уже упомянутая сеть заправочных станций, а также добыча и поставка пропана). Одновременно компания предлагает для своих членов транспортные услуги, формируя один из крупнейших автопарков в США, позволяет транспортировать сырье и готовую продукцию по всему континенту.

Казалось бы, успешные направления деятельности должны давать возможность компании сконцентрироваться на производстве, однако компания и дальше наращивала свое присутствие на глобальном рынке продовольствия. На сегодня компания CHS Inc. имеет офисы в Австралии, Китае, Южной Корее и Тайвани, Швейцарии, Боснии, Болгарии, Венгрии, Румынии, России, Сербии, Испании и Украине, а также в Иордании, Турции и на Ближнем Востоке. Отдельной составляющей деятельности CHS Inc. на сегодня является обеспечение бесперебойного снабжения зерновых и сои по контрактам с Китаем, Аргентиной, Черноморским бассейном и Ближним Востоком.

Следующими шагами компании в развитии стало обеспечение членов кооператива решениями для финансирования и управления рисками. В результате внутри компании сейчас происходят более 40 млн транзакций в год, участники кооператива получают более $2 млрд кредитов.

Ежегодно CHS Inc. инвестирует в гранты для сельского хозяйства, развитие сельской местности и кооперативов, образование и проекты подготовки руководящих кадров, кроме того, компания предоставляет и волонтерскую помощь, в частности, в рамках кампании «Урожай против голода».

Чтобы посмотреть, как CHS достигала успеха, стоит вернуться на десятилетия назад. Залогом нынешнего успеха можно считать 90-е годы прошлого века, когда тогдашний руководитель John D. Johnson, президент и СЕО компании поставил себе целью разработать стратегию компании CHS 2020 Vision, которая предусматривала уменьшение зависимости сельскохозяйственного производителя от результатов каждого отдельного года деятельности. К тому времени трейдерство, равно как и нефтепереработка были абсолютно новыми видами деятельности для CHS 2020 Vision, а их участие обеспечило относительную независимость результатов деятельности от цены на отдельный вид продукции.

Стратегия развития CHS 2020 Vision  предполагает продолжение наращивания производства зерна и сои, обеспечения производителей необходимыми ресурсами, концентрации в своих руках значительных объемов зерна, сохранение позиций мирового трейдера и нефтепереработчика. Компания также позиционирует себя как глобальный игрок, стремится превратиться из национального в интернациональное финансовое учреждение.

Опыт компании CHS Inc. является примером успешного развития и достижения поставленных целей, нетривиальности решений и концентрации на собственном развитии.

По словам самого John D. Johnson, «...не стоит ожидать значительных преференций от правительства, поскольку оно может через регуляторные акты, новые аспекты политики и администрирования сыграть как положительную, так и отрицательную роль для бизнеса. Внимательно наблюдая за решениями правительства стран, где вы работаете, вы всегда должны осознавать и учитывать риски, которые несет в себе политика. Однако концентрироваться стоит на потребителях, удовлетворении спроса и новых требованиях к качеству и безопасности продукции, отслеживаемости происхождения продукции и формировании продовольственной безопасности странами и регионами, растущими потребностями управления земельными и водными ресурсами».

Именно вопросы кооперативного управления агробизнесом, выбора стратегии развития, в этом году станут главными при обсуждении на ежегодном мероприятии, которое традиционно проводит Ассоциация «Украинский клуб аграрного бизнеса» — конференции Large Farm Management, которая состоится 22 сентября в Киеве.

Александр Жемойда, исполнительный директор Ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса»

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.