Аграрный день в Раде: успехов гораздо больше, чем неудач

11 июля 2018, 12:50 4470
Олег Кулинич

Вчера в Верховной Раде наконец состоялся долгожданный «аграрный день», результатом которого стало голосование за ряд важных аграрных и земельных инициатив, как в первом чтении, так и в целом как законов.

Прежде всего — несколько общих слов о результатах голосования: не все из запланированного удалось принять, но с теми реалиями работы ВРУ, которые мы имеем, надо признать, что «аграрный день» прошел очень успешно. Ведь такого количества законов, которые были приняты за один день вчера, Аграрный комитет не смог «провести» к успешному голосованию за весь предыдущий год. 4 закона приняты в целом, 2 в первом чтении, один законопроект отправлен на повторное второе чтение и один — отклонен. Я являюсь основным автором или соавтором 7 инициатив, которые были предложены именно депутатами (одна — правительственная).

Первым в рабочей повестке дня стоял законопроект №8450 «Об информации для потребителей относительно пищевых продуктов». Для его принятия в первом чтении все же нашлись 226 голосов, хотя утром была серьезная проблема с физическим присутствием депутатов в зале из-за различных событий. Это евроинтеграционный законопроект, который Украина должна принять в рамках выполнения Соглашения об ассоциации с ЕС. Он должен гармонизировать требования относительно информации на продовольственных продуктах с теми требованиями, которые есть в Евросоюзе.

Вторым принятым законодательным актом стал закон об «органике», которого очень ждали производители украинской органической продукции. Во втором чтении законопроект № 5448-д «Об основных принципах и требованиях к органическому производству, обращению и маркировке органической продукции» проголосовали 237 народных депутатов. Ко второму чтению мы предложили ввести механизм контроля органав иностранной сертификации, которые работают на территории Украины. Кроме того, до 30 тыс. грн. увеличен размер штрафов за реализацию органической или псевдоорганической продукции без надлежащего сертификата. Законопроект 5448-д вводит требования к производству, хранению, перевозке и реализации органической продукции и сырья, принципы государственного регулирования, права и обязанности производителей и органов сертификации. При этом будет осуществляться именно сертификация процесса органического производства, а не просто готовой продукции. Законопроект также определяет, как будут функционировать реестр операторов, реестр органических семян и реестр органов сертификации. Также прописана система санкций как для производителей, так и для органов сертификации.

В целом как закон также принят проект 6490-д «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно стимулирования создания и деятельности семейных фермерских хозяйств». Законопроект вводит налоговые стимулы для развития семейных фермерских хозяйств. В частности, это возможность для фермеров организовывать свою деятельность как СПД и платить налоги, как и те фермеры, которые зарегистрированы как юридические лица и являются плательщиками единого налога четвёртой группы. Также проект вводит льготы на 10 лет по уплате единого взноса на общеобязательное социальное страхование.

Следующим на рассмотрении стоял законопроект о земельной консолидации. Хотя консолидация — это лишь небольшая часть тех серьезных земельных проблем, которые мы взялись решить в этом документе. За законопроект 6049-д «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно решения вопроса коллективной собственности на землю, совершенствования правил землепользования в массивах земель сельскохозяйственного назначения, предотвращения рейдерства и стимулирования орошения в Украине» во втором чтении и в целом отдали свои голоса 236 депутатов. Законопроект очень большой и комплексный, поэтому написать о нем коротко практически невозможно.  Перечислю лишь тот перечень вопросов, которые мы в нем решаем — это проблема полевых дорог, вопросы лесополос, земли под которыми мы относим к землям сельскохозяйственного назначения. Это обеспечение возможности обмена правами пользования земельными участками, направленного на преодоление так называемой «шахматки». Это вопрос инвентаризации массивов земель сельскохозяйственного назначения и заполнения «белых пятен», которыми являются невостребованные паи, полевые дороги, выморочное наследство или просто земельные участки граждан, у которых нет денег на техническую документацию. Кроме того, это проблема одного атавизма — так называемых земель коллективной собственности, который по сути означает, что эти земли владельцев не имеют, а, соответственно, обрабатываются в «тени». Законопроект предлагает передать в коммунальную собственность земли коллективной собственности ликвидированных КСП и предоставить возможность бывшим членам тех КСП, в которых раздел земель уже состоялся, но которые не ликвидированы, до 2025 года допаевать сельскохозяйственные угодья. Земель работающих КСП законопроект не касается.

К сожалению, вчера не удалось принять правительственный законопроект №4532 «О признании утратившими силу некоторых законов Украины о государственном регулировании производства и реализации сахара». В поддержку законопроекта не хватило голосов, хотя он как раз чисто технический и призван отменить устаревшие нормы, которые только мешают развиваться отрасли сахароварения. Речь идет об отмене нормы об обязательных минимальных ценах на реализацию сахарной свеклы для производства сахара квоты «А» и самого этого сахара. А своей правкой к законопроекту я предлагал также отменить существующие таможенные ставки на импортное оборудование для сахарного производства. К сожалению, законопроект не прошел и отправлен на повторное второе чтение.

В первом чтении принят законопроект №8121 «О внесении изменений в Земельный кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты по противодействию рейдерству» (за — 232 депутата). Коротко о его новеллах: это, в частности, предоставление владельцам земельных участков путем внесения соответствующих сведений в Реестр прав возможности защититься от захвата своих земельных участков с использованием поддельных подписей на договорах аренды. Такие же возможности предоставляются и участникам хозяйственных обществ, которые тоже часто сталкиваются с проблемой поддельных подписей на протоколах об изменении участников. Законопроект также обязывает оцифровывать все документы на землю, которые сегодня существуют только в бумажном виде и были заключены до 2004 года. Следствием этого является проблема «двойной регистрации» аренды. Мы также вводим существенные изменения в порядок возобновления договоров аренды и другие нормы, которые смогут помочь минимизировать злоупотребления.

Последний принятый вчера законопроект касательно аграрной тематики — это проголосованный 234 голосами во втором чтении и в целом законопроект №6673 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно урегулирования проведения некоторых фитосанитарных процедур». Новации законопроекта: привлечение частных лабораторий к процедуре проведения фитосанитарной экспертизы и отбора образцов; создание Реестра уполномоченных лабораторий и выданных ими выводов экспертизы и Реестра фитосанитарных сертификатов; функция арбитражной фитосанитарной экспертизы остается исключительно за государством; установление ответственности должностных лиц фитосанитарных лабораторий за ненадлежащее исполнение ими своих функций.

Ну и наконец ложкой дегтя стал провал законопроекта 8171 «Об основах государственной аграрной политики и государственной политики сельского развития», который рассматривался в первом чтении. Это рамочный законопроект, своеобразная стратегия нашего государства по развитию АПК и сельских территорий. Впрочем, у части депутатов почему-то нашлись причины не поддерживать данный законопроект.

Теперь будем ждать, когда принятые в целом законы будут подписаны председателем ВРУ и Президентом, а те законопроекты, которые были проголосованы в первом чтении, будем дорабатывать ко второму чтению уже на новой парламентской сессии. Ведь нынешняя неделя — последняя перед перерывом в работе ВРУ и началом новой сессии.

Олег Кулинич, народный депутат, председатель подкомитета по вопросам земельных отношений Аграрного комитета ВРУ

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.