Это лишь на 0,3 млрд больше, чем в нынешнем году, когда было предусмотрено 4,2 млрд грн. Собственно, учитывая экономические реалии, вряд ли кто-то надеялся на многократное увеличение этих расходов. Ведь бюджет и так дефицитный, и расходы госказны превышают доходы на 246,6 млрд грн, или 5,5% ВВП. Хотя необходимо отметить, что я вместе с коллегами по депутатской группе «Довира» неоднократно отмечал, что помощь агропроизводителям должна составлять не менее 1% выпуска продукции в сельском хозяйстве, и отталкиваться мы должны как раз от этой цифры.
Еще в январе этого года нами был зарегистрирован соответствующий законопроект №2825, ведь в прошлом году в Бюджетный кодекс были внесены изменения, которыми объем господдержки сельскохозяйственных товаропроизводителей несправедливо ограничили на уровне не более 1% выпуска продукции в сельском хозяйстве. Поэтому на примере бюджета-2021 можем «почувствовать разницу»: 1% на поддержку АПК — должно быть не менее 8,8 млрд грн, при этом же она предусмотрена на уровне — 4,5 млрд грн (или всего 51%).
Соответствующая поправка также была подана нами с коллегами во время бюджетного процесса, чтобы вернуть справедливый «статус-кво» и обеспечить выполнение требований пункта 42 раздела VI «Заключительные и переходные положения» Бюджетного кодекса в полном объеме.
Хотя, как по мне, здесь вопрос даже не только в самой цифре, заложенной в госбюджет, а также и в том, чтобы господдержка выбиралась и эффективно использовалась, чтобы доступ к ней был упрощен и ее получали именно те предприятия, которые действительно в этом нуждаются. Ведь мы знаем, что по многим направлениям господдержка в предыдущие годы просто не выбиралась, и это свидетельствует вовсе не о том, что она нашим аграриям не нужна, а как раз о зарегулированности и сложности процедуры, а также о том, что очень большое количество агропроизводителей, к сожалению, работают в тени, а значит, на господдержку рассчитывать по понятным причинам просто не могут.
Кстати, в контексте господдержки аграриев стоит сказать несколько слов о формате работы аграрного министерства в следующем году, который пока остается не до конца понятным. Будет ли МинАПК в новом-2021 году работать как часть объединенного министерства (ведь распорядителем средств по программе «Финансовая поддержка сельхозтоваропроизводителей» указано именно Министерство развития экономики, торговли и сельского хозяйства), или все-таки это будет МинАПК в отдельном формате, ведь именно о таких планах заново выделить аграрное министерство в отдельный госорган четко заявляет правительство?
Интересно лишь то, насколько быстро это удастся сделать. Не все об этом знают, но юридически еще даже не завершена ликвидация предыдущего МинАПК, которое на бумаге все еще продолжает существовать, ведь там до сих пор работает ликвидационная комиссия и ее работа не закончена. А заново создавать то же министерство, когда фактически продолжается его же ликвидация — это выглядит как абсурдная юридическая коллизия. В этом контексте можем вспомнить печально известную Госсельхозинспекцию, которая уже вроде бы давно ликвидирована, но до сих пор находится в стадии ликвидации, ведь орган перестает существовать только тогда, когда из реестра юридических лиц исчезает его код ЕГРПОУ.
Но как бы ни завершилась история ликвидации-возрождения МинАПК, имеем приблизительное понимание направлений, на которые в следующем году будет предусмотрена господдержка. Однозначно отдельная господдержка должна быть направлена? на органическое производство, как это предусмотрено законом «О внесении изменений в Закон Украины «О государственной поддержке сельского хозяйства Украины» и другие законы Украины относительно функционирования Государственного аграрного реестра и совершенствования государственной поддержки производителей сельскохозяйственной продукции», который в начале декабря был подписан Президентом.
Также обязательно должна быть предусмотрена поддержка животноводства «на голову» для физических и юридических лиц за содержание крупного рогатого скота, а также отдельно — поддержка племенного дела. И именно поддержка животноводства должна быть приоритетом в каждом госбюджете, поскольку животноводческая отрасль обеспечивает людей работой на целый год и имеет огромное значение для развития сельских территорий.
Планируется и поддержка фермеров — это и помощь молодым фермерам в возрасте до 30 лет, и помощь семейным фермерам, хотя объемы самой поддержки по каждому из направлений пока, опять же, остаются неизвестными.
Еще одной новой статьей расходов в аграрном бюджете должно стать функционирование Государственного аграрного реестра. Напомню, что соответствующий закон об этом как раз недавно вступил в силу.
Все аграрии, которые получали государственную поддержку из бюджета, очень хорошо знают, насколько проблематичным и длительным является процесс сбора документов, которые необходимо подать для подтверждения права на нее. Горы бумаг — в данном случае это даже не было преувеличением, потому что это действительно были тысячи страниц документов. Задача Аграрного госреестра как раз и будет заключаться в том, чтобы централизовать всю необходимую информацию об агропроизводителях в одном месте, и, как следствие, лишить аграриев необходимости бегать по десяткам учреждений. Это Налоговая, Государственный земельный кадастр, Реестр юридических лиц и физлиц-предпринимателей и другие реестры.
К примеру, если речь идет о господдержке на строительство коровников, то в таком случае автоматически будет подтягиваться и информация из реестра ГАСИ. То есть, Аграрный госреестр должен стать своеобразным агрегатором всей информации, необходимой для урегулирования с агропроизводителями вопроса предоставления господдержки, притом параллельно минимизировав их контакты с чиновниками. Учитывая, что для его функционирования нужно еще разработать подзаконку, физически запущен он может быть, по моим ожиданиям, не ранее чем во второй половине следующего года. Тем не менее, пилотный проект, который реализовывался в двух областях, в целом показал свою успешность и это дает надежду на успешную реализацию этого проекта на всеукраинском уровне.
Еще раз хочу акцентировать внимание, что, учитывая тяжелый год, который обернулся большой засухой на юге Украины и общим уменьшением экономической активности в связи с коронакризисом, а также негативными мировыми тенденциями в экономике, следует сконцентрироваться на создании рабочих мест в сельской местности, всесторонней поддержке агросектора, особенно что касается «органики», нишевых культур, многолетних насаждений и животноводства, и обеспечении таких условий, при которых агропроизводители могли бы планировать свою деятельность на перспективу, а не постоянно «тушить пожары» и спасаться от перманентного кризиса.
Олег Кулинич, глава депутатской группы «Довира», член Комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.