Ничто не подтверждает этот факт лучше, чем объемы «теневого» рынка. Законопроект о демонополизации производства спирта был зарегистрировано мной еще в апреле 2015 года. Основания внесения и правительственного, и депутатского законопроектов одинаковы.
Экскурс в историю создания Государственного концерна спиртовой и ликеро-водочной промышленности (концерн «Укрспирт») стоило бы начать из тяжелых 1990-х. Тогда правительство Пустовойтенко создало государственного монополиста из почти 130 предприятий. С короткой попыткой что-то изменить в 2008 году этот монстр просуществовал до сих пор, пройдя реорганизацию 2010 года под мудрым руководством правительства Азарова и в полном соответствии с духом его экономической политики. В 2014 году концерт производил почти половину этилового спирта от объемов 2010 года.
Под благовидной вывеской государственной монополии в производстве спирта создался большой «теневой» сегмент. По оценкам профильных ассоциаций, доля «теневого» спирта в общем объеме потребления составляет 30-40%. На это я ссылаюсь в своем законопроекте. Оценка правительства такая же: доля «теневого» оборота составляет 45% от общего потребления в 2015 году по сравнению с 10% -м показателем 2007 года.
В прошлом году оценочные потери бюджета от неуплаты акциза и НДС с «теневого» спирта достигли 6 млрд грн. Специфика такого продукта, как спирт, обязывает учитывать не только фискальные и экономические, но и социальные аспекты «теневого» рынка его производства. Наша страна занимает высокие показатели по потреблению алкоголя, что имеет прямое влияние на продолжительность жизни и здоровье украинцев.
И пока «теневой» бизнес идет успешно, официальные показатели работы «Укрспирта» ухудшаются. Вливание «свежей крови» в менеджемент этой структуры уже при новых правительствах после Майдана не изменило негативного тренда. Традиции коррупции быстро побеждали любой энтузиазм, здравый смысл и амбиции что-либо изменить.
В своем законопроекте я предлагаю убрать норму о том, что производство спирта осуществляется только государственными предприятиями, а также отменить положение, согласно которому строительство новых производств и распределение производства спирта в зависимости от направлений использования требуют решения Правительства.
Очевидно, что снятие моратория на производство спирта в частных заводах откроет возможности для инвестиций и в итоге сделает сам продукт более качественным. Наиболее заинтересованными лицами в производстве спирта будут производители алкогольных напитков, которым необходима собственная ресурсная база для обеспечения стабильности производства и лучшего качества алкогольных напитков. Такие производители никоим образом не будут заинтересованы в продаже спирта на «теневой» рынок, поскольку им не нужна конкуренция с контрафактном.
Также значительный интерес в строительстве спиртзаводов с целью экспорта продукции может быть и у аграриев. Основой для производства спирта является зерно, которое в значительных объемах выращивают в Украине.
В Украине уже существуют положительные примеры демонополизации производства отдельных видов спирта. В 2008 году была ликвидирована государственная монополия на производство коньячного и плодового спирта. На сегодня в Украине действует 15 лицензий на производство коньячного спирта и 2 — на производство плодового спирта. При этом «теневой» рынок коньячного и плодового спиртов отсутствует. Разрешение на производство коньячного спирта частным компаниям позволил построить современные производственные мощности. Это имело положительное влияние и на виноградарство. Если законопроект о демонополизации будет принят, снимутся любые ограничения по производству спирта в зависимости от форм собственности.
Правительственный законопроект предусматривает приватизацию спиртзаводов и перепрофилирование части из них на производство биоэтанола. Всего таких предприятий в Министерстве 78, работает 15. Новые владельцы этих предприятий получат право в течение семи лет производить пищевой спирт в пределах мощности данных объектов.
Для тех, кто волнуется по поводу «спаивания населения» скажу, что есть ряд механизмов контроля в сфере производства спирта, в том числе: лицензирование производителя и сертификация продукции, проверка фискальными органами помещений, где производят и хранят этиловый спирт; акцизные склады должны быть оборудованы расходомерами — счетчиками объема произведенного спирта этилового, зарегистрированных в Едином государственном реестре расходомеров. Субъекты хозяйствования проходят обязательную аттестацию на соответствие требованиям законодательства. То есть, даже если владелец изменится и это больше не будет монопольный государственный актив, контрольные механизмы продолжат существовать. Об их отмене не идет речь.
Поэтому лучше провести приватизацию предприятий, из которых работает реально только 20%, и получить 5-6 млрд грн в бюджет только за счет продажи, а дальше прогнозируемо получать налоги от работающих предприятий, чем иметь иллюзию государственной собственности, которая должна работать в интересах народа, а на самом деле служит прикрытием для миллионных теневых сделок.
Приватизация и демонополизация — хорошие прогрессивные идеи, которые вместе изменят этот рынок. Но есть большой риск, что это случится не автоматически и просто, ведь «теневой» сектор приносит не только большие «теневые» доходы, но и имеет большие возможности для самосохранения.
Алексей Мушак, народный депутат Украины
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.