9 шагов приватизации в фитосанитарной и ветеринарной сферах

08 июня 2016, 06:59 2931
Дмитрий Симашко

Руководство Госпродпотребслужбы взялось за благородное, но тяжелое и неблагодарное дело — довести приватизацию в фитосанитарной сфере до конца.

Сейчас кипит работа над фундаментом процесса, то есть законом, который должен урегулировать несколько главных моментов: во-первых, существенно упростить процедуру приватизации, а во-вторых обеспечить устойчивое функционирование системы ветлечебниц и лабораторий. Общественная организация Agro.ReformsUA рада возможности помочь, быть участником этого важного процесса и сделать свой непосредственный вклад в законотворчество.

Сейчас законопроект уже опубликован на официальном сайте ведомства для публичного обсуждения и внесения поправок. Условно весь приватизационный процесс, описанный в законе, можно разделить на 9 шагов продолжительностью в 6-8 месяцев. Давайте рассмотрим их подробнее.

1-й шаг. Первое, с чего начинается процесс приватизации — с принятия соответствующего решения Госпродпотребслужбой. Именно она, зная систему, которая существует на местах, определяет, какие предприятия и когда подлежат приватизации. Важно отметить, что руководство Госпродпотребслужбы ставит перед собой обязанность сохранения больниц и лабораторий с функционалом, который у них есть. Поэтому на данном этапе определяется минимальный срок для сохранения профильности, а также запрещаются операции по отчуждению имущества. О принятом решении обязательно оповещается трудовой коллектив предприятия или учреждения, а также местные органы власти.

2-й шаг. В 15-дневный срок формируется базовый пакет документов, который в дальнейшем будет передаваться в Фонд государственного имущества Украины. Туда входит статистическая и бухгалтерская отчетность, инвентаризационная опись, перечень членов трудового коллектива и перечень движимого и недвижимого имущества, включая права на земельные участки, то есть вся информация, которая касается предприятия или учреждения.

3-й шаг. Указанный пакет документов передается в ФГИУ, который и реализует непосредственно сам процесс приватизации. Фондом создается соответствующая комиссия, в которую включаются не только представители Фонда и Госпродпотребслужбы, но и органов местной власти, трудового коллектива и общественности.

4-й шаг. На основании представленных документов формируется общая стоимость имущества и земель. Стоимость имущества формируется из данных финансовой и бухгалтерской отчетности, то есть балансовой стоимости, а стоимость земель определяется по данным налогового учета за последний отчетный период, когда платился налог на землю. Таким образом, формируется денежный эквивалент общей стоимости всего предприятия, который в будущем станет уставным капиталом вновь созданного юридического лица.

5-й шаг. Утверждается список трудового коллектива, который подается и формируется уполномоченным органом. В него входят лица, которые на момент принятия решения больше года работают на предприятии (в учреждении), а также лица, которые ранее работали там более 5 лет, кроме тех, которые были освобождены за совершение уголовного или дисциплинарного проступка.

6-й шаг. После этого формируется стоимость одной доли или одной акции. А именно, 50% стоимости всего имущества делится на количество членов трудового коллектива. Так мы определяем стоимость одной доли, которая позже становится одной расчетной единицей. Таким образом, весь будущий уставный капитал будет разделен на равные доли.

7-й шаг. После определения всех этих вопросов, комиссия сообщает трудовому коллективу об общей стоимости имущества, каким образом производился расчет, кто входит в список трудового коллектива, какова стоимость одной доли и все другие данные о приватизации. И только тогда окончательное решение по приватизации принимается трудовым коллективом на общем собрании.

Трудовой коллектив может принять участие в приватизации и в дальнейшей работе или отказаться от приватизации (тогда она пройдет в общем порядке, который предусмотрен законодательством).

Если коллектив желает и дальше работать, он должен принять несколько решений. В первую очередь нужно утвердить список трудового коллектива и общую стоимость имущества, внести изменения в список трудового коллектива и стоимость имущества, провести экспертизу имущества или его аудит, после чего он должен определить организационно-правовую форму, утвердить устав и решить другие вопросы, которые возникают при создании нового юридического лица. Если такие решения трудовым коллективом не принимаются в сроки, определенные проектом закона, то их имеет право принять Комиссия по приватизации ФГИУ.

8-й шаг. После того как будут приняты все вышеуказанные решения, половина всех долей непосредственно передается трудовому коллективу, безвозмездно по одной доле каждому члену коллектива. Другие же 50% имущества в течение 2-х месяцев подлежат продаже. Первоочередное право покупки за половину их стоимости получают члены трудового коллектива.

9-й шаг. По завершению указанных 2-х месяцев проводится регистрация нового юридического лица. Учредителями становятся члены трудового коллектива и все остальные владельцы долей. Доли, которые не были проданы, остаются в государственной собственности и могут продаваться на общих конкурентных принципах. С момента регистрации, процесс приватизации фактически завершен, трудовой коллектив становится полноправным собственником и может самостоятельно принимать любые решения относительно дальнейшей судьбы и вектора развития предприятия.

Фактически, законом предусматривается передача корпоративных прав участия в юридическом лице. То есть 50% передаются трудовому коллективу бесплатно, а другая часть продается им по заниженной ставке. Если нет желающих, то продажа происходит на конкурентных началах.

Так как трудовой коллектив непосредственно заинтересован в развитии конкретной больницы, он будет следить, чтобы процесс прошел максимально прозрачно. И в данном случае минимизируются все коррупционные риски и возможные злоупотребления тех, кто задействован в приватизационном процессе.

На сегодняшний день работа над законопроектом продолжается. Так, по результатам публичного обсуждения, законопроект решено вынести в отдельный закон, который будет регулировать все особенности приватизации учреждений и предприятий ветеринарной медицины и фитосанитарной сферы. Планируется подробнее урегулировать вопросы особенностей приватизации как целостных имущественных комплексов, так и обособленных подразделений и другого имущества. А также, подробнее проработать вопрос о порядке принятия решения о старте приватизации и четко разграничить полномочия органа управления (Госпродпотребслужба) и органа приватизации (Фонд госимущества Украины).

Дмитрий Симашко, эксперт по аграрному и земельному праву ОО Agro.ReformsUA

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.