logo

Интервью

Ольга Трофимцева: Модель «все для всех» не приносит эффекта никому Источник фото: Минагропрод

Ольга Трофимцева: Модель «все для всех» не приносит эффекта никому

Интервью 26 декабря 2016. 12:11 2625

AgroPortal.ua вместе с Ольгой Трофимцевой подвел итоги первых 100 дней ее работы заместителем министра аграрной политики и продовольствия по вопросам европейской интеграции.

Первые сто дней работы позади, какие достижения можете озвучить? 

Ольга Трофимцева: Достижения вряд ли можно назвать исключительно моими, ведь по многим направлениям работа начиналась раньше. Это, например, касается расширения тарифных квот на поставку отечественной сельхозпродукции в страны Евросоюза. Наша команда удачно завершила процесс и, конечно, я горда этим.

Какие еще практические результаты есть? 

Ольга Трофимцева: Однозначным успехом считаю проведенные международные бизнес-форумы «Украина-Турция» и «Украина-Египет», ведь обе страны играют ключевое значение для нашего агробизнеса. Еще одним важным событием стала совместная с Министерством экономического развития и торговли торговая миссия в Африку. 

Насколько Африка стратегически необходимое рыночное направление? 

Ольга Трофимцева: Торговая миссия в Кению и Танзанию была организована в достаточно сжатые сроки — три месяца, учитывая, что это был первый правительственный визит в Танзанию за 25 лет, то его действительно можно охарактеризовать как «прорывное событие».

Бизнесмены-практики, участвовавшие в миссии, высоко оценили поездку: они смогли буквально «пощупать» до сих пор незнакомый специфический рынок и сделать для себя выводы о перспективах работы. Благодаря B2B мероприятиям они смогли пообщаться не только с будущими партнерами, но и побывать в государственных учреждениях высокого уровня, регулирующих экспортно-импортные отношения, задать прямые вопросы, получить необходимые бланки, анкеты, контакты. 

В условиях Африки такие моменты далеко не само собой разумеющееся. 

Есть планы в 2017 г. организовывать еще торговые миссии? 

Ольга Трофимцева: Обязательно. Торговая миссия показала себя как очень успешный формат, поскольку имела четкий фокус: сельское хозяйство и фармацевтика. Мы и далее будем делать фокус на конкретных направлениях, ведь модель «все для всех» обычно не приносит достаточного эффекта никому. 

В целом, куда намерены протаптывать экспортные дороги для Украины в 2017 году? 

Ольга Трофимцева: На сегодня основная тройка импортеров украинской сельхозпродукции выглядит следующим образом: Индия, Египет и Китай. Многообещающий рынок видим и в Иране. 

Естественно, Украина, как традиционно крупный производитель зерновых и масличных, и далее будет в значительных объемах поставлять сырье на мировой рынок, но над диверсификацией экспорта мы также работаем. Это одно из наших стратегических заданий. 

О какой продукции идет речь?

Ольга Трофимцева: Вполне можем поставлять на внешние рынки широкий спектр продуктов переработки, начиная с томатной пасты, заканчивая замороженными ягодами, сушеными фруктами, не говоря уже о муке и подсолнечном масле. 

В таком случае к внешнеэкономической деятельности нужно привлекать как можно большее количество малых и средних хозяйств?

Ольга Трофимцева: Поддержка малых и средних аграрных товаропроизводителей — один из приоритетов аграрного ведомства. В том числе и привлечение как можно большего количества именно таких хозяйств к внешнеэкономической деятельности. Отсюда вытекает еще один приоритет нашей работы — повышение конкурентоспособности малых и средних агропредприятий. 

Причина их проблем в основном из-за недостаточной информированности, отсутствии знаний, что вызывает их настороженность, страх пробовать новые технологи и подходы, пути развития. Поэтому они продолжают работать по привычке, по-дедовски продавать сырье, не задумываясь, что можно заняться переработкой или перейти на нишевое или органическое производство. 

Мы широко и доступно информируем аграриев, что именно и где можно продавать, какие первые шаги нужно сделать. Те же торговые миссии видим, как одну из организационных форм, чтобы подтянуть малого и среднего бизнесмена к участию в операциях экспорта. 

В этом направлении Минагропроду нужна поддержка и других ведомств — МЭРТа, МИДа, Госпродпотребслужбы, с ними складывается работать в унисон?

Ольга Трофимцева: Да. Но есть и еще одна опорная составляющая. Это — Торгово-промышленная палата, профессиональные ассоциации и собственно представители бизнеса. Не устаю повторять: диалог с предпринимателями — это не пустая фраза. Мы работаем не для абстрактного агропромышленного комплекса, а для конкретного украинского бизнеса, который создает добавочную стоимость, приносит прибыль себе и государству. 

Может, бизнесу нужно начать из себя? Ведь уже немало отечественных небольших предприятий экспортируют свою продукцию? 

Ольга Трофимцева: Естественно, чтобы увеличить экспорт переработанной продукции, нужно для начала, чтобы она в нормальных объемах и высокого качества производилась. У нас привыкли сначала говорить «дайте», а не лично узнать элементарные требования по качеству, объемах. При аграрном министерстве функционирует Центр поддержки экспорта в ЕС, где можно задавать любые вопросы. Но почему-то как раз запросов на консультации от малых и средних производителей относительно немного. 

Мы стараемся организовать систему тренингов, семинаров в регионах. Признаем, образования нашим фермерам не хватает. Они не любят считать свою рентабельность, планировать потребности, анализировать экономические процессы на предприятии. Чтобы заниматься внешнеэкономической деятельностью, нужно уметь просчитывать цену, искать свои ниши, а не просто думать, что удастся выжить, например, за счет демпинга. 

Какие финансовые результаты получил аграрный сектор за счет экспорта, и какие именно продукты пользовались за рубежом особым спросом? 

Ольга Трофимцева: За 10 месяцев 2016 года Украина экспортировали аграрной продукции на $12 млрд. Это очень хороший, постоянно растущий показатель, составляющий 40% всего украинского экспорта. Он свидетельствует о том, что весь сектор экономически себя хорошо чувствует и развивается. Но вот структура экспорта, повторюсь, к сожалению, остается на 75% сырьевой. 

Говоря о стратегических направлениях, на чем Минагропрод намерен делать фокус? 

Ольга Трофимцева: Министерству нужно вернуть его роль государственного учреждения, которое формирует аграрную политику, а не тонуть в бюрократии и рутине. Считаю большим достижением, что у нас одной из первых среди всех министерств начала работать команда поддержки реформ. Она дает мощный импульс для определения глобальных направлений, куда нужно двигаться. К сожалению, до сих пор формировалось преимущественно краткосрочное видение. Возможно, из-за частых смен министров, правительства. Мы с командой пытаемся это сейчас изменить. 

Считаю важным, что мы зафиксировали основные приоритеты, в частности, по направлению внешних рынков. Во-первых, диверсифицировали их по географическому признаку. Несмотря на то, что я замминистра по евроинтеграции, уверена, что только на европейском направлении нам, как экспортеру, фиксироваться не стоит. Стране и агросектору в частности нужны также рынки Африки, Ближнего Востока, Азии, Северной Америки. Будем открывать и новые регионы, где об Украине не знают именно как о большом аграрном поставщике, не привыкли видеть активным игроком на экспортном рынке. Приятно, что мы активно и даже, в хорошем смысле, агрессивно начинаем строить торговую политику, аграрную дипломатию, которая раньше у нас проседала. 

Как новая должность изменила ритм Вашей обычной жизни? Как удается все успевать, есть рецепт? 

Ольга Трофимцева: На самом деле никакого рецепта нет, главное — чувствовать, что ты на своем месте и любишь дело, которым занимаешься. Драйв от ощущения, что делаешь что-то важное, нужное. Особенно в кайф, когда получаешь реакцию в ответ. Отмечаю маленькие победы каждый день, это дает энергию и силы, несмотря на всю турбулентность происходящего. 

Спасибо за уделенное время.


Алла Стрижеус, Ирина Садовая, AgroPortal.ua

Новости

Показать все

Блоги