logo

Бизнес спрашивает

Бизнес спрашивает: Как увеличить количество орошаемых земель в Украине?

Бизнес спрашивает: Как увеличить количество орошаемых земель в Украине?

Бизнес спрашивает 19 апреля 2018. 07:06 1054

За годы независимости Украины площади орошения с 2,5 млн га сократились до менее чем 500 тыс. га. В то же время ученые предупреждают, что изменения климата в нашей стране в условиях сокращения орошаемых земель грозят опустыниванием южных регионов, а также формированием дефицита влаги на севере страны.

Как будет развиваться дальше ситуация с орошением в Украине и намерено ли государство содействовать развитию этого направления — об этом спрашивал генеральный директор агрохолдинга HarvEast Дмитрий Скорняков (Д.С.) у народного депутата от фракции партии «Блок Петра Порошенко» Сергея Хланя (С.Х.).

Уместно отметить, что HarvEast на сегодняшний день — первая и единственная компания, которая внедряет орошение в Донецкой области. В глобальных планах агрохолдинга сделать орошаемыми 10 тыс. га.

Сергей Хлань до избрания в парламент от Херсонской области был руководителем сельскохозяйственного предприятия, где тоже активно внедряли полив. Поэтому обо всех тонкостях и проблемах, связанных с орошением, депутат знает не понаслышке.

Д.С.: Наши основные земельные активы находятся в Донецкой области на границе с Запорожской. По уровню осадков мы схожи с Херсонской областью. Над вопросом полива работаем уже несколько лет. В прошлом году запустили первые 400 га, в этом планируем еще 800 га. Наша цель — иметь под орошением не менее 10 тыс. га.

Сегодня на орошаемых участках нашей компании находятся поля гибридизации кукурузы, подсолнечника, рапса. Генетикой мы не занимаемся, только выращиваем семена Maisadour, DuPont Pioneer, Euralis, Advanta Seed. Кстати, в прошлом году семена, произведенные в Украине, были признаны по качеству лучшими в Европе. Кроме роста качественных показателей мы увидели, что с орошением увеличивается урожайность в 2-3 раза, и это отличный результат.

Дмитрий Скорняков, генеральный директор агрохолдинга HarvEast
Дмитрий Скорняков, генеральный директор агрохолдинга HarvEast

С.Х.: С какими проблемами вы столкнулись, внедряя системы орошения?

Д.С.: В ходе реализации проекта мы столкнулись с отсутствием понимания у представителей государственных органов механизмов оформления документации. Выяснилось, что никто не знает, какие документы нужны, как их оформлять, с кем согласовывать.

Есть проблемы и с пайщиками. Например, один арендодатель, владеющий участком посреди поля, может не захотеть подписывать договор аренды и не соглашаться менять участок. Из-за таких случаев реализация всего проекта с большими инвестициями оказывается под вопросом.

Многие магистральные трубопроводы и насосные станции были полностью уничтожены. Мы используем инфраструктуру, которая осталась (водонакопительные каналы, резервуары), и это частично позволило нам сэкономить.

В целом факторов, тормозящих развитие орошения, немало. И прорыва в этом вопросе не будет, пока в Украине не откроют рынок земли.

С.Х.: Это система Каховского магистрального канала?

Д.С.: Нет, к нам он, к сожалению, не доходит. Мы берем воду из небольшой реки.

Орошение — это недешевое удовольствие, но учитывая рост арендной платы на землю, риски производства, на наших землях в Донецкой области без орошения нельзя. Для Херсонской области вопрос орошения тоже ведь очень актуален.

С.Х.: В Херсонской области без полива мало что растет, это последние три года еще более-менее есть урожай, поскольку есть немного осадков. По озимым культурам последние три года, можно сказать, выскакивали, а летом все сохнет.

В прошлом году урожайность подсолнечника была на уровне 0,8 и 1,1 т/га, и это на хороших семенах, а кто пытался экономить на семенном материале, собрали 0,4-0,5 т/га. Не растет без орошения, поэтому нужно развивать это направление. 

Сергей Хлань, народный депутат от фракции партии «Блок Петра Порошенко»
Сергей Хлань, народный депутат от фракции партии «Блок Петра Порошенко»

Д.С.: Сергей Владимирович, а есть ли государственные программы по финансированию орошения?

С.Х.: В прошлом году из госбюджета были выделены 30 млн грн на развитие орошения, в этом году сумму увеличили до 91,5 млн грн. Часть — 45 млн грн — будет направлена на Херсонскую область, 41 млн грн — на Винницкую и немножко на Одесскую.

Также в этом году Херсонский облсовет выделил как региональную программу финансирования 20 млн грн на орошение. Соответственно на эту область и направляются основные деньги на орошение, потому что здесь работают по «формуле успеха». Это софинансирование из трех источников — госбюджет (45 млн грн), областной бюджет (20 млн грн) и частная инвестиция от агрария.

За счет государственного бюджета модернизируются и увеличиваются мощности насосных станций, за счет областного — внутрихозяйственные сети. Через Государственное агентство водных ресурсов мы вводим в эксплуатацию новые внутрихозяйственные сети, которые остаются на балансе Государственного агентства водных ресурсов и потом еще получают плату от сдачи в аренду аграриям.

В свою очередь, сельхозпроизводители инвестируют в поливные машины. Благодаря этой формуле, грубо говоря — когда все скидываются, увеличиваем в разы введение новых площадей под орошением.

Д.С.: Не совсем справедливо, что господдержка по орошению работает только для этих областей.

Бизнес спрашивает: Как увеличить количество орошаемых земель в Украине?
Бизнес спрашивает: Как увеличить количество орошаемых земель в Украине?

С.Х.: В прошлом году в Одесской области за государственные деньги была реконструирована только одна насосная станция. Херсонской области повезло больше, потому что раньше вопрос финансирования орошения вообще не поднимался, и за последние 10 лет совсем не выделялись деньги.

Придя в Верховную Раду, я с главой Херсонской ОГА Андреем Гордеевым подняли вопрос развития орошения на государственном уровне и убедили, что на это нужно выделять государственные деньги. Раньше подход был такой — этим должен заниматься и инвестировать исключительно бизнес. Но мы объяснили, что бизнес может заниматься там, где он собственник, а вкладывать деньги в то, что находится в собственности государства, — неправильно.

Так, первые 30 млн прошлого года были заложены как эксперимент. Он оказался удачным, за эти деньги нам удалось модернизировать 5 насосных станций в Херсонской области и увеличить поливные мощности до 9 тыс. га. Но были модернизированы только насосные станции там, где были готовы к этому финансово аграрии — от них требовалось проинвестировать и проложить своими силами внутрихозяйственные сети.

Уже в рамках бюджета этого года мы говорили о том, что нам нужно такое количество денег, у нас был портфель наработок. Мы планируем в этом году в Херсонской области дополнительно ввести 14 тыс. га поливных земель.

Д.С.: Что нужно сделать, чтобы госпрограммы по орошению распространить и на другие области?

С.Х.: В первую очередь должна быть инициатива от сельхозпредприятий и активное участие областного управления водными ресурсами.

Д.С.: Инициатива предприятий есть, а с областным управлением будем работать.

На юге Донецкой области осталась на данный момент одна работающая насосная станция. Сейчас и магистральный канал, и насосную станцию восстанавливаем за свои деньги, хотя все это находится в собственности Государственной службы водных ресурсов.

Дмитрий Скорняков, генеральный директор агрохолдинга HarvEast
Дмитрий Скорняков, генеральный директор агрохолдинга HarvEast

С.Х.: Эти вопросы нужно также обсуждать с Государственным агентством водных ресурсов Украины. Его руководитель стоит на защите интересов аграриев.

Когда в прошлом году проголосовали за норму, чтобы за воду платили первичные потребители, и ввести сбор рентной платы на воду, то благодаря активной позиции облводресурсов в Минфине смогли сформулировать и дать правильное разъяснение. Они объяснили, что хозяйственные организации не являются основным водопользователем, а все каналы — это продолжение русел рек. Первичным пользователем в этом случае является фермер, который по четвертой группе налогообложения не осуществляет рентную плату. Если бы мы этого не добились, было бы тяжело. Сегодня фермер имеет цену на подачу воды в том же размере, а если бы к нам не прислушались, цена воды выросла бы в 2-3 раза.

Еще раз хочу акцентировать, что руководитель Государственного агентства водных ресурсов отстаивает интересы аграриев и поддерживает развитие водных организаций, поэтому туда тоже можно обращаться и давать рекомендации.

Д.С.: Являясь членом президиума УКАБ, я принимал участие во встрече с министром аграрной политики и продовольствия. На ней было озвучено предложение перенаправить деньги, выделенные на компенсации за покупку техники отечественного производства, на другие проекты: садоводство и орошение. Нам ведь достался уникальный актив Советского Союза, который стоит миллиарды долларов, — каналы! А используется он сейчас максимум на 10%.

Мы просим государство лишь помочь запустить основные объекты, инфраструктуру, магистрали. При этом аграрии готовы платить за пользование этими объектами аренду. Например, нашей компании для того, чтобы сделать все сразу, необходимо за один раз вложить очень большие деньги. С учетом того, что в Донецкую область как рискованный регион для ведения бизнеса никто не хочет инвестировать, мы можем рассчитывать только на свои финансовые средства. И наша компания готова к этому. Пусть позже, но мы реализуем все, что запланировали по этому направлению. Однако если сделать это быстрее, выиграет и область, и вся Украина — вырастет экспортная выручка, налоги. К сожалению, это предложение в министерстве пока так и не нашло отклика.

Дмитрий Скорняков, генеральный директор агрохолдинга HarvEast
Дмитрий Скорняков, генеральный директор агрохолдинга HarvEast

С.Х.: Дело в том, что Государственное агентство водных ресурсов подчиняется Министерству экологии и природных ресурсов Украины, поэтому Министерство аграрной политики и продовольствия на него влияния не имеет. Они, конечно, за орошение, даже некоторое время в Минагропроде собирались рабочие группы по орошению. Но, к большому сожалению, мы имеем вот такой структурный дисбаланс — вроде бы, речь идет об АПК, а замешаны другие министерства.  

Но, несмотря на это, нужно продолжать работать в этом направлении и убеждать в необходимости орошения. По результатам этого года мы покажем премьер-министру еще большую эффективность использования государственных денег и продемонстрируем, какой будет прирост от вложенных 50 млн грн в орошение. На примере Херсонской области мы покажем, сколько получим поступлений в бюджет, какое будет увеличение валового сбора. После этого мы сможем говорить об эффективности выделения денег на орошение в больших масштабах. И, конечно, будем надеяться на большее финансирование.

Д.С.: Херсонской области еще повезло в том вопросе, что почти вся инфраструктура сохранилась в рабочем состоянии.

С.Х.: Да, инфраструктура хорошая, и в области есть потенциал по развитию орошаемых земель. Но есть проблема — не хватает мощностей по электроэнергии.

Д.С.: Мы планируем запустить орошение, которое будет обеспечиваться энергией от солнечных батарей. Это, по нашим подсчетам, выходит значительно дешевле, чем электричество. Ориентировочно проект может окупиться за 2-3 года.

Мне кажется, что в Херсонской области солнечные батареи тоже могут быть очень эффективным источником энергии.

С.Х.: Да, мы планируем в Херсоне, в связи с тем, что не хватает мощностей насосных станций электроэнергии, возможность государственного партнерства в том плане, чтобы на территории насосных станций привлекать инвесторов и ставить солнечные батареи для нужд насосной станции.

Д.С.: А можно ли рассчитывать украинским компаниям на программы Мирового банка или получение финансирования на орошение от международных организаций?

С.Х.: У нас были попытки наладить сотрудничество с Мировым банком именно по программам орошения. Но ждать быстрого решения не стоит — по данному вопросу в переговорном процессе находимся уже три года.

И это только начало пути. Там очень сложная процедура выделения денег, которую предваряет процедура создания Стратегии развития и механизмов гарантии возврата. Пока бьемся над этим. Кроме того, нужно и от нас выполнение определенных шагов, к примеру, создание ассоциаций водопользователей. Очень правильное требование, кстати.

А для этого нужно вынести на рассмотрение и принять законопроект по ассоциациям, где прописаны статус, система налогообложения, и как все будет взамодействовать. А это опять процедура, а это опять время.

Помимо этого Мировой банк настаивает на разделении функций Государственного агентства водных ресурсов на управленческую и хозяйственную. Предполагается, что хозяйственные объекты нужно выделить, но это противоречит уже принятому Закону о запрете приватизаций магистральных каналов, который лоббировал лично я.

Как видите, есть много несогласованных вопросов, поэтому ждать скорого результата не стоит.

Сергей Хлань, народный депутат от фракции партии «Блок Петра Порошенко»
Сергей Хлань, народный депутат от фракции партии «Блок Петра Порошенко»

С.Х.: Еще хотел уточнить по поводу дотаций. Многие фермеры в прошлом году в Херсонской области, которые участвовали в программах модернизации насосных станций, купили поливные машины украинского производства «Фрегат» и воспользовались 20% компенсацией. Безусловно, технологически это слабые машины, но для фермерского хозяйства по соотношению «цена-качество» их можно рассматривать.

Д.С.: Нам оборудование «Фрегата» не подходит, поскольку в Донецке вода очень жесткая. Есть и другой важный нюанс — при крупном заказе иностранные компании дают выгодные условия по отсрочкам оплат, хорошую цену. Украинский завод-производитель не дает отсрочек.

Если покупать одну машину и выбирать между Valley или «Фрегат», то, конечно, выгоднее купить «Фрегат» и получить 20% обратно. А когда покупаешь 10 машин, то может получиться так, что иностранная машина обойдется по цене «Фрегата».

С.Х.: Да, есть такое, но как для мелкого фермера вариант хороший. В случаях с большими площадями под орошение агрохолдингам для большей эффективности нужно контактировать и привлекать к этому вопросу депутатов от конкретной области и Государственное агентство водных ресурсов.

Д.С.: Орошение — очень перспективное направление. В контексте снижения маржи при производстве сельскохозяйственных культур, мы должны внедрять технологии, которые сделают нашу работу более результативной. Без инноваций со временем будем терять рентабельность.

С.Х.: Рано или поздно надо вкладывать в технологии и орошение, без этого невозможно высокоэффективное производство.  


Людмила Лебедь, AgroPortal.ua

Новости

Показать все

Блоги