logo

Аналитика

ЗСТ с Канадой: как прошли полгода аграрного экспорта? Источник фото: Фокус.ua

ЗСТ с Канадой: как прошли полгода аграрного экспорта?

Аналитика 14 февраля 2018. 07:00 931

Зона свободной торговли между Украиной и Канадой начала действовать с лета 2017 года. Что изменилось в аграрной торговле стран за это время?

Соглашение о свободной торговле между двумя странами открыло, несомненно, большие возможности для украинских аграрных производителей, ведь канадский рынок обширный и разнообразный.

Торговый договор с Канадой предусматривал отмену таможенного сбора на украинские сельскохозяйственные товары — 108 позиций, правда, кроме тех, которые уже попадали под канадские тарифные квоты. При этом Украина с какой-то стороны обезопасила и внутренний рынок, договором предусмотрена постепенная отмена (3-5 и 7 лет) пошлины для канадских экспортеров, что даст возможность отечественным производителям не «прогореть» в условиях растущей конкуренции.

ЗСТ с Канадой для украинского агросектора стало означать не просто отмену таможенного сбора на продукцию сельского хозяйства, но и возможность повысить собственное качество, ведь весь экспорт проходит многоэтапный контроль. Вместе с этим далеко не все смогли воспользоваться преимуществами такого рода сотрудничества.

Эмигранты формируют спрос

Канада — достаточно сложный для экспорта продуктов питания рынок, попасть туда не так просто. Крайне низкий рост населения страны за последние годы привел к тому, что ужесточились требования к качеству продуктов питания. Канадцы потребляют много мяса и мясной продукции, пшеницы и изделий из нее. Однако достаточно такой продукции страна вырабатывает и сама, поэтому продавать в Канаду зерновые культуры как минимум нет смысла.

По словам канадского директора проекта CUTIS, исполнительного директора международного направления исследовательской организации The Conference Board of Canada Пола Дарби, даже в таких условиях всегда можно найти выход. Учитывая, что значительная доля населения Канады — эмигранты из различных стран, в том числе и Украины, именно они и формируют такое разнообразие в продуктах питания. Перспективным будет направление экспорта нишевой продукции.

«У нас в Канаде на полках супермаркетов есть замороженные вареники, однако страна происхождения указана США. Так почему бы украинцам не занять эту нишу?» — рассказывает Дарби. По его словам, в Канаде множество супермаркетов заполнены продукцией национальных кухонь.

Учитывая, что в Канаде проживает более 1,5 млн украинцев, поставлять продукты для украинской кухни будет большим преимуществом. Президент Канадско-Украинской Торговой Палаты Зенон Поточный добавляет, что множество из этих продуктов можно смело продавать под маркой «органик». «Как пример — экспортировать березовый сок, который по праву можно считать органическим, и крупные ретейлеры также будут заинтересованы продавать такого рода продукцию», — отмечает Потоцкий.

На канадский рынок достаточно сложно выйти, существует множество регуляторных барьеров, вместе с тем, у украинских предпринимателей есть ниши, которые они могут заполнить. Стоит отметить, что сегмент премиум-продуктов стремительно растет, что также стоит учитывать при выборе продуктов для экспорта. Это говорит о том, что в ближайшие годы среди канадских потребителей будет расти спрос на замороженные и свежие овощи, фрукты, органику, натуральные продукты, соки и консервацию. Кроме того, все больше растет спрос на индивидуальные порции, что также стоит учитывать при упаковке продуктов на экспорт.

«Не каждый лишь может»

Несмотря на ЗСТ и огромный продуктовый рынок, экспортировать в Канаду действительно не так просто. Канадский аналог украинской Госпотребслужбы Canadian Border Service Agency проводит жесткий ветфитосанитарный контроль, а выявление каких-либо серьезных сертификационных норм отдельного производителя может негативно повлиять на репутацию всей страны.

Отдельно стоит отметить, что если украинские товары на государственном уровне пройдут сертификацию, открытым остается вопрос поставок в продуктовые сети. Поскольку большинство продуктов питания реализовывается через супермаркеты — до 60%, доля частных магазинчиков и небольших ретейлерских сетей уменьшается. Поэтому производители заранее должны налаживать торговые отношения для того, чтобы их продукты-таки попали на полки канадских магазинов. Канадские мультинациональные ретейлерские компании не тратят много времени на переговоры, предпочитая работать без торговых посредников напрямую с производителями агропродукции. При этом заказчиков может интересовать не только наличие всех необходимых сертификатов на продукцию, но и репутация, социальная ответственность и бизнес-план развития самого предприятия.

По словам члена Canada-Ukraine Chamber of Commerce Дмитрия Козонака, во многом украинским аграриям поможет банальная активность и заинтересованность в сотрудничестве. «Нужно постоянно поддерживать динамику отношений, подавать полную информацию о своем предприятии и видение, куда оно движется в дальнейшем», — говорит Козонак. По словам эксперта, массовому выходу на рынок Канады украинским производителям мешает ментальность. «В массе своей производители слабо идут на контакт, полагаются только на себя и часто просто не знают, что нужно для экспорта. В этом и проблема», — говорит он.

Огромные перспективы

По официальным данным, за прошлый, 2017 год Украина экспортировала аграрной продукции на $5,8 млн, экспорт продуктов переработки овощей (консервы и соки) вырос с $83 тыс. до $2,5 млн. Государство прогнозирует, что благодаря сотрудничеству с Канадой Украина сможет наращивать до 3,5% экспорта аграрной продукции ежегодно. По различным оценкам, почти 31% канадских потребителей готовы платить больше за товары, полезные для здоровья. Это означает, что от торговых отношений в первую очередь выигрывают аграрии, занимающиеся переработкой.

Главной особенностью ведения бизнеса с Канадой являются понятные и простые правила игры — нужно всего лишь соответствовать всем нормам и требованиям и иметь хорошую репутацию среди канадских партнеров. К слову, с этим проблем тоже не должно быть — все государственные органы и торговые ассоциации открыты для сотрудничества, а всю необходимую информацию можно получить в открытом доступе в Интернете.

Значительную помощь в прохождении всех этапов для экспорта в Канаду может предоставить проект технической помощи CUTIS Project, созданный в рамках соглашения о ЗСТ, которые работают с украинскими производителями. В свою очередь, Канадская служба содействия развитию торговли также способствует продвижению небольших предпринимателей на рынок Канады, предоставляя консультативную и информационную помощь.


Наталия Ключникова, AgroPortal.ua

Новости

Показать все

Блоги