Сельская медицина: к кому обращаться за помощью и как освоят 4 млрд грн?

07 ноября 2018, 07:00 4883

Как будет проходить медицинская реформа в селах, сколько там планируют построить амбулаторий, какова роль сельских и поселковых советов в этом процессе — AgroPortal.ua спросил у заместителя министра здравоохранения Украины Павла Ковтонюка.
Заместитель министра здравоохранения Украины Павел Ковтонюк
Заместитель министра здравоохранения Украины Павел Ковтонюк

В чем заключается суть медицинской реформы для жителей сел?

Павел Ковтонюк: Начну с того, что медицинская реформа, которая началась в 2018 году, нацелена обеспечить всех жителей Украины гарантированным пакетом медицинских услуг. То есть сделать так, чтобы каждый человек, обратившийся за медицинской помощью, получил качественные медицинские услуги.

Начали мы с реформы на первичном звене, в котором работают семейные врачи, терапевты и педиатры.

Наша цель сделать так, чтобы у каждого человека в стране был свой собственный семейный врач, к которому он может обратиться с любыми проблемами со здоровьем. В этом году 1 апреля мы запустили национальную кампанию «Врач для каждой семьи», и уже к середине осени каждый второй украинец выбрал врача. И неважно, где живут люди: в городе или в небольшом поселке. Каждый получил возможность выбрать врача, которому доверяет свое здоровье.

Но такой подход оправдан для горожан, а на селе возможности выбора врача ограничены. Не так ли?

Павел Ковтонюк: Когда мы только начинали кампанию по выбору семейных врачей, многие говорили, что это сработает только в крупных городах. На практике все оказалось с точностью до наоборот. Маленькие города и села стали лидерами реформы. А вот крупные города часто являются аутсайдерами в этом плане.

К примеру, Балтский центр первичной медико-санитарной помощи (Балтская объединенная территориальная община) имеет более 70% деклараций с жителями общины, в том числе и из сел. Но община Балты пошла еще дальше — пациент, имея направление семейного врача на дополнительные обследования в центральной районной больнице, может бесплатно доехать до нее на общественном транспорте. Существует договор городского совета с перевозчиками, по которому им оплачивают проезд по талонам из местного бюджета. Выяснилось, что средств на это нужно не так уж много. Это пример того, что общины, которые реально заинтересованы в развитии медицинской системы на своей территории, находят возможности делать ее доступной для жителей.

Мы часто слышим, что в селах не хватает врачей. Каким же образом произойдет их привлечение на работу в сельскую местность?

Павел Ковтонюк: Как я уже сказал, местные власти получили от Минздрава инструменты, которыми можно поощрять семейного врача к работе в селе. Во-первых, достаточное финансирование. Медицинские учреждения, заключившие договоры с Национальной службой здоровья, получили оплату за услуги до 2-х раз больше, чем имели раньше. Соответственно врачи, которые подписали оптимальное количество деклараций с пациентами, могут получать зарплату на уровне 16-18 тыс. грн. Это абсолютно реально. У нас уже есть много примеров таких зарплат. Вот, например, в Мукачевском центре первичной медико-санитарной помощи семейный врач, подписавший 1450 деклараций, будет получать 17 тыс. грн на руки. Ранее его зарплата была в районе 8 тыс. грн.

Второй инструмент — это нормальные условия работы, современные амбулатории.

Для врачей также важно наличие своего жилья. Расскажу на реальном примере, как это работает. В Василькове, в Киевской области, одной из главных проблем городской больницы является отток кадров в столицу. Лучших специалистов переманивают киевские частные клиники. Чтобы удержать специалистов, главный врач совместно с районными властями планируют обеспечить медработников бесплатным жильем. Благодаря средствам, полученным в рамках децентрализации, на базе старого здания больницы будет создано 42 смарт-квартиры, в которых смогут жить молодые врачи и их семьи. Такой шаг уже помог привлечь 12 новых врачей-интернов к работе в городе. Этот пример очень показателен, и любой городок или село может взять его на вооружение.

Местные власти могут объявить конкурс на должность семейного врача в своем поселке. Обеспечить ему достойные условия труда и жизни. А Национальная служба здоровья обеспечит такой уровень оплаты за предоставленные пациентам услуги, чтобы этого хватало на достойную оплату труда. В этом нет ничего сложного, просто нужно воспользоваться опытом, который уже получили те сельские общины, где медицинская реформа происходит наиболее успешно. Мы держим со всеми связь, и они настроены делиться опытом.

То есть роль местных властей в реформировании медицины на селе основная?

Павел Ковтонюк: Именно так!

Поговорим о состоянии амбулаторий в селах. Есть ли средства на их реконструкцию или строительство?

Павел Ковтонюк: Еще в прошлом году в специальном фонде бюджета предусматривалось 4 млрд грн на развитие сельской медицины. А пойдут они на восстановление медицинской инфраструктуры в селах: будут построены 512 новых амбулаторий.

Новые амбулатории уже строятся?

Павел Ковтонюк: Да, на середину осени уже идет строительство 38 новых амбулаторий.

Как решается, в каких селах строить новые амбулатории?

Павел Ковтонюк: На самом деле это очень правильный вопрос, ведь недостаточно просто выделить деньги на строительство амбулаторий. Скажу даже так — это совершенно неэффективный подход. Министерство здравоохранения совместно с Министерством регионального развития много работали и разработали действенный план по восстановлению медицинской инфраструктуры на селе. Решили направить бюджет на строительство новых амбулаторий, которые соответствуют современным нормам.

Также определили критерии для планирования состоятельной сети учреждений первичной помощи. Это утверждено совместным приказом Минздрава и Минрегионстроя. В мае 2018 года мы утвердили сети учреждений первичной помощи во всех областях. Одним из принципиальных решений стало то, что состоятельный план сети должен подписать глава ОГА. Мы это сделали для того, чтобы сеть формировалась сразу на область и не было ситуаций, когда две амбулатории строились рядом только потому, что это разные районы или ОТО (объединенные территориальные общины).

Приказами Минрегионстроя Украины при согласовании Минздрава Украины определен перечень из 512 проектов сельских амбулаторий, которые будут построены в сельской местности всех регионов Украины. Всего на это распределено 2,7 млрд грн.

Закупка какого оборудования больше всего нужна для сельских амбулаторий?

Павел Ковтонюк: Я бы не делил в этом вопросе людей на сельских и городских жителей. Чтобы учреждения могли оказывать качественную медпомощь, все они должны быть оборудованы в соответствии с Табелем технического оснащения. Мы его обновили и сократили так, чтобы он соответствовал реальным потребностям на «первичке», и врач мог предоставить полный перечень услуг первичной медицинской помощи. Если медучреждение хочет заключить договор с Нацслужбой здоровья и получать оплату за предоставление услуг первичной медицинской помощи, одно из требований — иметь соответствующее оборудование.

Например, семейный врач имеет аппарат, который проверит дно глаза, может сделать быстрый тест на инсульт, сделать кардиограмму, проверить сахар в крови без дополнительных анализов, даже может предоставить тест на беременность. То есть семейный врач может провести полный осмотр, сделать базовые анализы, назначить лечение. И этим семейные врачи в городе и деревне не должны отличаться. Ведь и тариф за ведение пациентов одинаков и для городского врача, и для сельского.

Есть ли возможности для частного бизнеса в указанной реформе и в чем они заключаются?

Павел Ковтонюк: Медицинская реформа, изменение принципа финансирования медицинских учреждений дает доступ частникам к бюджетным средствам. Как именно? Все медицинские учреждения в Украине, независимо от формы собственности, могут заключить договор с Нацслужбой здоровья и ежемесячно получать оплату от службы за предоставление услуг семейными врачами, терапевтами или педиатрами за каждого человека, заключившего декларацию с этими врачами. Оплата осуществляется по тарифу на одного пациента. Тариф зависит от возраста. Например, за обслуживание маленьких детей (0-5) НСЗУ платит 1480 грн в год, а за человека старше 65 лет — 740 грн в год. Такие тарифы вполне устраивают частные заведения — как врача-ФЛП, так и небольшую частную клинику или даже обширную сеть частных медучреждений. Цифры говорят сами за себя — только за 4 месяца к реформе присоединилось 47 частных клиник и 38 врачей-ФЛП. Уверен, что такая заинтересованность частников сохранится и в дальнейшем.

А если говорить о жителях села, то для них какая польза от такого подхода?

Павел Ковтонюк: Минздрав дает врачу полную свободу, он может самостоятельно открыть свою практику и в большом городе, и в небольшом городке, и в селе. Я лично недавно был у врача-ФЛП в Христиновке Черкасской области. Христиновка — это маленький городок, в который ездят лечиться из ближних сел. И у этого врача уже есть пациенты из села. Он постоянно с ними на телефонной связи, и, если есть такая необходимость, они едут к нему на прием.

Думаю, что с развертыванием реформы и при поддержке местных властей врачи, которые мечтают о частной практике, поедут в села.

Если говорить о специализированной амбулаторной медицинской помощи, то каким образом все же будет обеспечена возможность человека быстро добраться из села в город в случае, если стало плохо ночью?

Павел Ковтонюк: Если человеку стало плохо, он должен обратиться к своему семейному врачу. Не обязательно ехать сразу к врачу, можно получить первичную консультацию по телефону. И уже если есть необходимость, прийти на прием. Если это экстренный случай, семейный врач имеет право вызвать своему пациенту скорую.


Оксана Пирожок, AgroPortal.ua