Николай Кучер: Кабмин до марта должен внести в Раду новый «земельный» законопроект

26 ноября 2015, 07:25 2137

Открытие рынка земли депутаты перенесли еще на год. Успеет ли Украина подготовиться, что необходимо сделать в первую очередь. Эти и другие не менее важные вопросы AgroPortal.ua задал народному депутату Украины Николаю Кучеру.

Николай Иванович, Верховная Рада приняла решение о продлении моратория на продажу земель сельхозназначения на год? Достаточно ли, по Вашим оценкам, года для решения всех неурегулированных вопросов? 

Николай Кучер: Да, Рада 309 голосами поддержала законопроект №3404, инициированный парламентским Комитетом по вопросам аграрной политики и земельных отношений о продлении моратория на продажу земли сельхозназначения до 1 января 2017 года. Кроме того, законопроектом №3404 мы обязали Кабинет Министров Украины до 1 марта 2016 разработать и внести на рассмотрение парламента проект закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения. 

Вы лично видите возможность открытия рынка земли в ближайшие несколько лет? 

Николай Кучер: Сейчас я вижу только одну перспективу — продление моратория на несколько ближайших лет, поскольку сегодня, в том экономическом положении, в котором находится государство,  продавать землю просто глупо. Земля не будет стоить той цены, на которую надеются люди. Торговать землей, когда экономика тяжелобольна, когда люди едва сводят концы с концами, а страна балансирует на грани дефолта, — безумие. В целом мы должны прийти к тому, чтобы продавать землю. Но реформы следует делать взвешенно. 

Но во всех развитых странах земля это рыночный товар? 

Николай Кучер: Есть пример торговли сельскохозяйственной землей у наших соседей. Например, в России, в Воронежской области гектар земли с достаточно высоким содержанием гумуса на уровне 7,5 стоит всего 600 евро, в Молдавии — 600 евро, а это в 5-6 раз дешевле, чем в Европе или США. Земля будет стоить ее настоящую цену только тогда, когда будут работать экономические рычаги. Тогда можно открывать рынок земли. При условии внедрения рынка сельхозземель возникнет пропасть между реальной стоимостью земли и ожиданиями владельца. Начать куплю-продажу сейчас — это пустить людей по ветру и получить большое социальное напряжение в селах. Будет большая разница между ожиданиями людей и реальной стоимостью пая. Оценка земель очень разная. В разных деревнях земля разного качества. 

Главное — обеспечить социально-экономические предпосылки, которые бы гарантировали адекватную стоимость земли. Нужно также законодательно отработать механизм справедливой ее оценки. Потому что у нас часто села-соседи имеют одинаковую землю, но по-разному оцененную. Я уже не говорю о разительной разнице в оценке земель между районами, а тем более областями. Надо ввести реальную оценку земли, убрать «предельную путаницу» в кадастрах, и наконец, довести до конца выдачу государственных актов на право собственности. 

За время работы в парламенте действующего созыва Вы очень много работали над вопросом регистрации земель сельхозназначения, почему? 

Николай Кучер: Потому что мы до сих пор не можем зарегистрировать даже аренду паев. Уже принято решение, что этим будут заниматься нотариусы, но учитывая цены на их услуги, не каждый обратится к нотариусу. Говоря о зарубежном опыте, например, в Америке также существует купля-продажа земель. Но на рынке 3-7% земли. Фермер, у которого я был на стажировке в 1991 году, имел 300 га своей земли и еще 100 га арендованной. В прошлом году я с ним снова встретился. У него так и осталось 300 га своей земли и еще 100 га в аренде. Поинтересовался у большого фермера (имеет 12 тыс. га): «Какие у вас земли?» Он сказал, что это аренда. Причем, аренда у вдов. Фермеры-мужчины раньше умирают, женщины отдают землю в аренду, но не продают. Нам стоит отработать до идеала все механизмы аренды, постоянно проводя работу с людьми. Да, рано или поздно земля будет продаваться. Но это не должно стать новым бизнесом, нужно системно перейти к купле-продаже. 

Как Вы относитесь к идее открытия рынка земли как пилотного проекта для земель госпредприятий в 2016 году? Насколько реален такой сценарий? 

Николай Кучер: Полностью поддерживаю идею, что начинать нужно с продажи госземель уже в 2016 году в качестве пилотного проекта, на котором можно проверить механизм продажи, выявить ошибки и недостатки. Или начать с земель научных учреждений: уверен, там найдется немало массивов, которые уже давно не используются по их прямому «исследовательскому» назначению. Нужен эксперимент, и, как всякий сложный эксперимент, его следует ввести сначала локально. Однако — только тогда, когда передадим их в коммунальную собственность, территориальным общинам. 

Значительная часть зарегистрированных Вами законопроектов 2015 года в парламенте касаются земельного законодательства. Чем обусловлен этот интерес и почему именно это направление выбрали одного из основных в своей законотворческой работе, расскажите о наработках в этом плане? 

Николай Кучер:  Урегулирование вопросов, связанных с оборотом земель сельскохозяйственного назначения (права собственности, аренда, передача в коммунальную собственность и т.д.) является одним из пунктов коалиционного соглашения в направлении реформирования отрасли. От того, насколько сбалансированным будет законодательство в этой сфере, зависит хозяйственная деятельность тысяч фермерских хозяйств и права миллионов пайщиков по всей стране. 

Чрезвычайно важным является введение рынка земли в контексте децентрализации власти — необходимо передать общинам, кроме финансовых и административных, земельные полномочия: передать в коммунальную собственность земли запаса и резерва, которыми сегодня управляют из центра.

Почему так важно лоббировать это направление в вопросе о децентрализации? 

Николай Кучер: Как соавтор законопроекта №1159 «О некоторых мерах по усилению роли территориальных общин в управлении земельными ресурсами», я убежден, что общины на местах лучше знают, кому отдать в аренду определенный земельный участок, кто ее эффективнее использует и заплатит более выгодную арендную плату и принесет наибольшие поступления в местный бюджет. По расчетам экспертов, от эффективного распоряжения землями местные бюджеты смогут ежегодно получать дополнительно около 2 млрд грн. 

Кроме того, когда придет время отмены моратория на продажу земель сельскохозяйственного назначения, средства от продажи этих земель будут поступать именно в сельские бюджеты, а не в общегосударственный. И этот принцип передачи земель больше всего раздражает многих коррумпированных чиновников с Госземагентства, которые хотят остановить этот процесс. 

Следующим важным законопроектом является №2279 «О внесении изменений в Земельный кодекс Украины относительно проведения земельных торгов», основная цель которого — уменьшение коррупции в процессе распоряжения земельными участками государственной и коммунальной собственности, а также оптимизация процедур проведения земельных торгов. 

Ведь согласно Земельному кодексу, продажа и передача в аренду земельных участков государственной и коммунальной собственности должны осуществляться на земельных торгах (аукционах). Однако он устанавливает достаточно широкий перечень случаев, когда аукционы не проводятся. Благодаря этому государство и местные общины теряют значительные средства, ведь уровень арендной платы при применении неконкурентного порядка передачи их в аренду существенно ниже, чем тот, который должен быть установлен на аукционе. Существует острая необходимость законодательных изменений, которые бы ограничили возможность для юридических и физических лиц получать земельные участки государственной и коммунальной собственности в аренду без проведения земельных торгов. Такая возможность должна быть оставлена в основном для случаев, когда конкуренция при приобретении соответствующего права отсутствует. 

Очень важным также является содействие увеличению количества новых фермерских хозяйств и их эффективному развитию. Этого можно достичь путем упрощения процедуры их образования, что также позволит снизить уровень коррупции. В частности, это предусматривает законопроект № 2028 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно урегулирования отдельных вопросов правового статуса земель фермерского хозяйства». 

Обсуждался в комитете проект бюджета на 2016 год? Какое финансирование предусмотрено в нем на следующий год? 

Николай Кучер: Правительство 14 сентября подало в Верховную Раду проект госбюджета-2016, чтобы выполнить соответствующую норму закона, и в этот же день его отозвал. Поэтому парламентарии даже не видели бюджета на 2016 год, соответственно и финансирования, которое предполагается для АПК. 

Прошел ли согласование аграрного комитета законопроект Нины Южанина по изменению системы налогообложения сельхозпроизводителей?

Николай Кучер: Пока законопроект №3357, авторами которого являются 114 народных депутатов из всех политических сил, представленных в парламенте, не рассматривался на аграрном комитете, но четкая позиция по этому законопроекту у депутатов-аграриев уже сформировалась. Законопроектом предлагается снизить ставки прямых налогов, перейти к налогообложению распределенной прибыли, упростить администрирование и ввести мораторий на 3 года по изменениям базовых элементов налогов и сборов.

А если в целом, то трудно не отметить значительное уменьшение фискальной нагрузки на субъекты экономической деятельности. Но сельскохозяйственным товаропроизводителям, в случае принятия предложенных изменений, либерализации ждать не стоит. Данная инициатива предусматривает отмену специального режима налогообложения НДС для сельскохозяйственных товаропроизводителей по операциям в растениеводстве, а также вновь предлагает реформировать упрощенную систему налогообложения. Стать плательщиком единого налога четвертой группы фермер сможет только в случае, если в течение календарного года объем дохода не превышает 80 тыс. размеров минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного года, и площадь сельскохозяйственных угодий, используемых составляет до 3 тыс. га. Очевидно, что при таком налогового новаторства значительно уменьшатся поступления в местные бюджеты, а последствия финансовой децентрализации сразу нивелируются.

Еще одно весомое негативное последствие: увеличение налоговой нагрузки на средние и крупные сельхозпредприятия будет лишь способствовать дальнейшему выведению земли в теневую обработку. Например, сейчас в Украине, по данным Минагропрода, насчитывается 6,5 млн владельцев паев, из которых 4,5 млн зарегистрировали договора аренды, а 2 млн где-то «гуляют», причем большая часть их земель обрабатываются.

Спасибо Вам за уделенное время.


Виктория Кот, AgroPortal.ua