Руководители аграрных холдингов: Кто на что учился

03 июня 2016, 06:59 5534

Поступая в ВУЗ, не каждый студент уверен в том, что делает правильный выбор определенной специальности. Как в свое время определялись с профессией нынешние руководители крупнейших аграрных холдингов Украины? Что сейчас мотивирует некоторых из них получать второе высшее, в том числе и за рубежом?

Чтобы выявить определенную тенденцию, мы взяли для анализа 100 компаний, которые на протяжении нескольких лет были в ТОПе агрохолдингов страны. На сегодняшний день 14 из них находятся в стадии банкротства, подверглись реорганизации или вовсе прекратили свое существование. Еще 46, то есть добрая половина, оказались закрытыми для предоставления информации. Это значит, что во Всемирной паутине либо отсутствуют официальные сайты этих предприятий, либо на них не размещено полное досье руководителей. Некоторые из этих корпораций либо проигнорировали наши запросы, либо отказались предоставлять данные. Почему-то не все наши руководители готовы говорить о своем образовании или вспоминать студенческое прошлое.

Таким образом, необходимые сведения удалось получить лишь по 40 из 100 предприятий. Не претендуя на полноту освещения картины, мы, тем не менее, пришли к определенным выводам, которыми делимся с вами.

Источник фото: umweltbundesamt.de
Источник фото: umweltbundesamt.de

Вывод № 1. Быть руководителем сельскохозяйственной компании — не значит иметь аграрное образование: примерно 2/3 наших респондентов получили образование в других профильных институтах, университетах, академиях.

Согласитесь, выбор профессии — дело нелегкое, на него влияют не только личные предпочтения, но и мнение родителей, друзей, окружающая среда. Руководитель агрокорпорации «Днипро» Андрей Душейко говорит, что не помнит, почему выбрал сельское хозяйство. «Наверное, потому что вырос в селе. Там все имеют отношение к аграрной сфере», — отметил он.

Путь из музыкантов в аграрии прошел директор предприятия «Бучачагрохлибпром» Петр Гадз. «У меня были хорошие музыкальные способности, мама записала в музыкальную школу. Успешно ее окончил, поступил в Тернопольское музыкальное училище. После него — в Киевский институт культуры. Работал директором музыкальной школы. Играю на многих музыкальных инструментах, но так случилось в жизни, что в тот период времени музыкантам было тяжело выживать, поэтому я рискнул. Предпосылки к тому, чтобы я обратил внимание на аграрную отрасль, были. Сам родом из села, папа был трактористом, мама полола свеклу. Я помогал им и полюбил сельское хозяйство. Начал с небольшого бизнеса, потом купил акции предприятия. Так я втянулся в аграрное производство, о чем совершенно не жалею», — рассказывает он.

Директор «Галс Агро» Сергей Кравчук, окончив Киевский политехнический институт, почти через 10 лет отправился за знаниями в Швейцарию. «Наша компания занимается агробизнесом с 2000 года. За это время мы накопили колоссальный опыт работы, изучили и опробовали на практике лучшие технологии, как из Украины, так и множества других стран по всему миру. Это, поверьте, намного больше, чем институтский курс в аграрном университете», — рассказал он.

На руководящей должности, конечно, невозможно ограничиться только профессией менеджера или только агронома. Агроном не сможет руководить бизнес-процессами, а менеджер не сможет принимать решения без специализированных профессиональных агрознаний. «Такая у нас специфика в этой сфере — нужны многопрофильные руководители», — добавляет Сергей Кравчук.

Петр Иванович Гадз, не ограничившись дипломом профессионального музыканта, заочно обучался учету и аудиту в Тернополе. На тему «Какое образование важнее для руководителя», рассуждает философски: «Если посмотреть, то самые успешные люди зачастую плохо учились в школе, не оканчивали ВУЗы, их исключали, но при этом они — в ТОПе самых богатых людей мира. Это сложно объяснить, но это факт. Каждый человек — это индивидуум, каждая история — это своя правда, здесь единого стандарта нет».

 

Вывод №2. Большинство руководителей получили образование исключительно в украинских ВУЗах.

Согласитесь, результат предсказуемый. Многие стремятся стать студентами если не в своем родном городе, то уж в пределах области, а некоторые сразу рискуют покорять украинскую столицу. При этом наш анализ показал, что лишь один руководитель, поступив в ВУЗ, так и не получил полного высшего образования. Однако это не помешало ему заняться бизнесом, создать предприятие с красноречивым названием «Успех» и трудиться в агросекторе уже не один десяток лет.

«После школы я поступил в Киевский национальный университет строительства и архитектуры и прилежно прозанимался там 2 курса, — вспоминает Алексей Гузий. — Однако к окончанию второго курса я успел обзавестись семьей и маленьким ребенком. Желание встать на самостоятельную основу пересилило желание получать высшее образование, так что этот выбор был продиктован жизнью. Исторически сложилось, что я остановился на сельскохозяйственной сфере. Аграрный бизнес — это, прежде всего, непредсказуемость — очень много факторов, влияющих на успешный, либо не очень финал. Прежде всего, это погодные условия, применение той или иной технологии в части обработки почвы, использование ТМЦ. Но, как говорится, мы не ищем легких путей, и я ничуть не жалею о своем выборе».

О том, что так и не удалось завершить начатое и получить диплом, Алексей Викторович абсолютно не жалеет. «В этой сфере я уже даже не 15 лет. Тяжело первые 10, потом, за годы познания этого бизнеса, невольно занимаешься самообразованием — это и посещение семинаров, выставок, конференций, в конце концов — интернет в помощь, ну, и, наконец, что я считаю самым главным — это привлечение грамотных и опытных специалистов. «Шапка не упадет», необходимо извлечь из общения с такими людьми самое полезное и применить на практике», — отметил он.

В свою очередь, директор компании «Докучаевские черноземы» Анатолий Кибка, вспоминая студенчество, говорит, что одного образования ему было мало. Полтавский сельскохозяйственный институт и специальность «Агрономия» были выбраны им по собственному желанию. И уже позднее, занимая руководящие должности, Анатолий Анатольевич поступил в Академию государственного управления при Президенте, на специальность «экономическая политика». «Здесь больше образование именно для руководителя: общение с людьми, организация процессов, принятие управленческих решений и т.д., — рассказал он. — Для того, чтобы занимать руководящую должность на агропредприятии, надо получать однозначно два образования: сначала нужно понимать, что и как ты делаешь, знать сам процесс, а затем изучать управление процессом — без этого ты никуда не денешься».

Вывод №3. Диплом заграничных ВУЗов имеют преимущественно иностранные граждане, которые приехали работать в Украину.

Генеральный директор корпорации «Мрия Агрохолдинг» Саймон Чернявский выбрал колледж Вассар (штат Нью-Йорк, США), ориентируясь и на географический принцип, и на уровень преподавания. «В США очень много предложений, — говорит он. — Ты можешь определиться, идти в большой университет или камерный частный колледж. В каждом штате можно получить очень хорошее образование и впоследствии выбрать интересующий тебя предмет. Американская система сильна тем, что рассматривает студента не только по знаниям, но и по достижениям. Ты, например, можешь быть талантливым художником или спортсменом, или предпринимателем, который в 16 лет создал свой бизнес — и это тоже является аргументом к принятию в колледж. Тебя рассматривают как человека, как личность в целом».

Он отметил, что американское образование многостороннее, знания даются обширные и в самых разных направлениях. Молодой человек оканчивает институт фактически без четкой специальности, за исключением специализированных ВУЗов, например, медицинских. «В 21 год можешь стать кем хочешь: ты можешь быть филологом по образованию, но стать банкиром, можешь изучать иностранные языки и стать юристом. Тебя могут взять на совершенно разную работу. Банки в Нью-Йорке принимают в штат и филологов, и философов, и историков — то есть людей из гуманитарной сферы. В Америке смотрят на эти вещи более широко», — рассказал Саймон Чернявский, добавив, что получить американское образование несложно. Оно дорогое, однако развито и банковское кредитование на обучение. Кроме того, многие студенты получают стипендии университета.

Бизнес-школа INSEAD во Франции. Источник фото: myapplicationclinic.com
Бизнес-школа INSEAD во Франции. Источник фото: myapplicationclinic.com

Вывод № 4. Примерно каждый 4-й наш респондент получил и украинское образование, и диплом заграничного ВУЗа.

Два или больше дипломов — не такая уж редкость среди нынешних руководителей, при этом некоторые выбирают ВУЗы европейских стран или США. Многие украинские аграрии едут за рубеж учиться менеджменту или получать степень МВА (Master of Business Administration или магистр бизнес-администрирования). Возможно ее получение и без выезда за границу, в украинских ВУЗах.

«Для современного руководителя важно широкое понимание международного бизнеса, — убежден Саймон Чернявский. — Ты должен осознавать, как работают его направления — производство, маркетинг, стратегии, финансы, бухгалтерия и, конечно, макроэкономика. Поэтому обучение МВА как раз направлено на то, что ты проходишь много предметов, которые дают перспективу и понимание того, что и как происходит в бизнесе. При этом МВА сейчас настолько распространенный формат, что есть посредственный МВА, есть престижный — Гарвард, Стэнфорд. В основном, в Америке. В Европе это London Business School во Франции (Саймон Чернявский получил степень в этой школе в 1995-1996 гг. — Ред.), IMDв Швейцарии и др. школы — где-то до 10 в Европе и 50 в Америке».

Сергей Кравчук, получив степень МВА в Швейцарии, уверен, что любое обучение имеет только положительные стороны. «Исходить нужно из собственных возможностей и что немаловажно — наличия времени. Главное в этом процессе не останавливаться, время идет, технологии меняются, нужно всегда поддерживать форму и быть на гребне волны», — говорит он.

Вывод №5. Неутешительный.

На фоне популяризации, всё большей доступности и престижности заграничных дипломов, украинское образование явно проигрывает. В этом единодушны многие руководители — практически 100%-ный показатель нашей статистики.

  • Андрей Душейко, корпорация «Днипро»: «Украинское аграрное образование устарело. Оно отстает от реальности на 15-20 лет».
  • Анатолий Кибка, «Докучаевские черноземы»: «ВУЗам не хватает практики и новшеств, которые есть в мировом аграрном секторе».
  • Сергей Кравчук, «Галс Агро»: «Если мы говорим об аграрном образовании, то нужно с сожалением констатировать достаточно низкий его профессиональный уровень из-за застоя образования вообще. Базовые, теоретические знания, основанные на старой школе, студенты еще получают достойные. Но современных методов и практики исследований нет — это пока остается недоступным. Современное бизнес-образование — это область платных взаимоотношений и тут все определяется размером кошелька. Мы же не думаем о том, что возможно получить действительно престижное дорогое образование, признанного в мире брендового университета бесплатно или дешево? Это инвестиция, за него нужно платить».
  • Пётр Гадз, «Бучачагрохлибпром»: «Хотелось бы, чтобы уже в школе ребенка учили тому, что он хочет, и стимулировали его к определенному направлению. И ВУЗам, и старшеклассникам не хватает материально-технической базы при обучении. Это влияет на качество выпускника, который приходит на работу. Очень мало производственной практики, особенно в сельском хозяйстве. Украина многое на этом теряет, потому что государство тратит деньги, а выходит специалист, который в сегодняшних условиях, к сожалению, не способен соответствовать тем требованиям аграрного производства, которые мы предъявляем. Земля — это живой организм, ее нужно понимать не только теоретически. Практические навыки тоже должны быть. В этом направлении нужно кардинально реформировать аграрное образование».

Валентина Ковальчук, AgroPortal.ua