Почему реки в Украине не работают

02 мая 2018, 16:22 1829

В Верховной Раде обсуждаются два отраслевых законопроекта: № 2475а, который поддерживает Министерство инфраструктуры, и № 2475-4. У обоих есть концепты и идеи, которые имеют право на существование. Оба имеют положительные и отрицательные нормы.

Такое мнение высказал народный депутат Роман Семенуха.

«Структура внутренних водных путей Украины — это, с одной стороны, ресурсы топовых европейских акваторий — Южного Буга, Днепра, Дуная. С другой — советское наследие в виде изношенных на 75% основных фондов. Важный вопрос — кто и как будет финансировать украинские акватории и инвестировать в них. Средств, которые выделяет государство, не хватает даже на достойное содержание, не то что на замену и обновление инфраструктурных объектов», — пояснил он.

Законопроект, который поддерживает правительство, предлагает решить вопрос развития отрасли за счет предпринимателей-пользователей. Внедряется речной сбор, который, по прогнозам экспертов, приведет к удорожанию речных перевозок на 2%, отметил Семенуха.

«Это не самое эффективное решение, ведь расходы украинских предпринимателей на перевозку товаров в порты и так на 30% больше, чем у американских предпринимателей, и на 40% больше, чем у немецких», — констатирует он.

Законопроект № 2475а-4 предусматривает дополнительное финансирование внутренних водных путей благодаря части средств от канальных сборов и дорожного фонда Украины, добавил депутат.

«Главное — оба законопроекта в конечном итоге создадут в отрасли монополию. Тот, который поддерживает правительство, — государственную монополию в виде Администрации внутренних водных путей, второй — частную монополию в виде хозяйствования на реках одной из украинских аграрных компаний», — считает он.

Чтобы найти идеальный вариант финансирования внутренних водных путей, по мнению депутата, нужно установить баланс. Гармонизацию отношений между государством и бизнесом в отрасли следует отразить в отдельном законопроекте, содержащем предложения от обоих инициатив.

«Первое — допуск в украинскую акваторию иностранного флага по стандартам ЕС и как следствие — иностранных инвестиций. Второе — средства, полученные государством в отрасли, не должны оседать на счетах государственного предприятия-монополиста, а должны поступать в местные бюджеты. Третье — система государственной регистрации судов должна быть упрощена и сокращена. Четвертое — процесс получения разрешения не должен длиться слишком долго, его надо максимально упростить и лишить бюрократической составляющей. Пятое — для уменьшения коррупционных рисков нужно сократить количество органов, контролирующих отрасль», — считает он.

По мнению депутата, если объединить эти главные положительные принципы, удалить личные интересы определенных представителей бизнеса и чиновников, которые пытаются создать в отрасли новую «кормушку», запуск реки принесет выгоду и бизнесу, и государству, и всем украинцам.

«Парламент должен отбросить частные интересы отдельных монополистов и найти компромисс относительно модели управления отраслью», — считает Семенуха.


AgroPortal.ua по материалам ЭП.