Государственное регулирование цен на социально значимые продукты питания: удастся ли наконец побороть популизм

30 августа 2016, 11:31 9335
Оксана Давыдович

Уже 10 лет Украина официально признана страной с рыночной экономикой, что, среди прочего, должно означать то, что «государство не вмешивается в механизм ценообразования, что обеспечивает рыночный характер бизнеса в Украине».

Несмотря на это, от 25 декабря 1996 года действует Постановление Кабинета Министров Украины № 1548 «Об установлении полномочий органов исполнительной власти и исполнительных органов городских советов относительно регулирования цен (тарифов)» [1], которое так и не было отменено после предоставления нашему государству статуса страны с рыночной экономикой, более того, 17 октября 2007 года было принято еще одно Постановление КМУ № 1222, направленное не на утверждение этого статуса, а, наоборот, на еще больший контроль за ценами со стороны государства — «Об утверждении Порядка декларирования изменения оптово-отпускных цен на продовольственные товары» [2].

Досадно отмечать, что оба регуляторных акта действуют по сегодняшний день, ведь они являются рудиментами постсоветского общества. В сегодняшних условиях такое регулирование не только не способствует развитию бизнеса и конкурентоспособности Украины в целом, а даже противоречит возложенной цели, а именно — сдерживанию роста цен на товары, относящиеся к перечню социально значимых.

Ведь, как свидетельствуют статистические данные, вместо того, чтобы сдерживать рост цен, действующее регулирование приводит к обратному эффекту, когда цены на продукты, которые являются объектами регулирования, растут быстрее, чем цены на продукты питания в целом. Так, ниже приведенные данные Министерства экономического развития и торговли Украины свидетельствуют о том, что с 2003 года по 2013 год хлеб, мука и мясо свинины дорожали быстрее, чем совокупный индекс потребительских цен, в среднем на 20%. При этом в регионах, где цены регулирует государство, и там, где цены регулирует рынок, продукты социального блока стоят почти одинаково.

Парадокс? На самом деле нет, ведь с экономической точки зрения все понятно: существующая система вызывает сокращение производства товаров, отнесенных к социально значимым, что ведет к искажению конкуренции и дефицита некоторых товаров на рынке; влечет административную нагрузку на бизнес; делает невозможным эффективное реагирование на изменения рыночной конъюнктуры и, как следствие, приводит к потере конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности в сфере производства продукции, отнесенной к категории социально значимых. Действующие Постановления лимитируют рентабельность производителей, которая в некоторых отраслях, в частности, в молочной — и без того находится на крайне низком уровне за последние годы.

При таких условиях заложить в так называемые «экономически обоснованные» цены адекватные капитальные инвестиции невозможно. Как же тогда предприятию осуществлять модернизацию в условиях отсутствия доходности, завышенных ставок по кредитам и высоких цен на импортное оборудование, которые к тому же выросли в результате девальвации? Ярким примером такой ситуации является молочная отрасль, которая очень сильно страдает от ценового регулирования. Производство молока в Украине постепенно снижается, в то время, когда импорт растет. Отмена ценового регулирования позволила бы снизить расходы производителей молока и молочной продукции и повысить их конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках.

Более того, в национальном законодательстве вообще отсутствует понятие «социально значимого продукта» и/или четкие, обоснованные критерии, на основании которых тот или иной продукт (товар) может быть отнесен к категории социально значимых, что нередко на практике приводит к дискриминации отдельных производителей на рынке. К категории так называемых «социально значимых» продуктов относятся, например, все виды макарон или мяса птицы и сюда попадают, соответственно, как самые простые макароны или мясо украинского производства, так и изысканные итальянские макароны, которые никак де-факто не могут быть теми «социально значимыми продуктами питания», которые «призваны» быть доступными для малообеспеченных или социально незащищенных слоев населения. Более того, доступ к социально значимым продуктам имеет все население, а в период, который предшествует возникновению дефицита, обеспеченные слои населения могут заранее скупать такие товары по заниженной цене. Поэтому даже если государство и хочет выполнять функцию социальной защиты, то оно должно это делать не за счет бизнеса, а путем внедрения соответствующей государственной политики органами власти, в том числе Министерством социальной политики Украины (например, оказание адресной помощи социально незащищенным потребителям и тому подобное).

На сегодняшний день на сайте Министерства экономического развития и торговли Украины опубликован проект Постановления Кабинета Министров Украины «О реализации пилотного проекта относительно ценообразования на товары и услуги в сфере производства и реализации продовольственных товаров», которым предусматривается на три месяца в качестве эксперимента отменить государственное ценовое регулирование на соответствующий перечень товаров и на практике проверить, какой эффект это будет иметь. В течение действия пилотного проекта будет происходить мониторинг цен на отдельные группы продуктов питания и по его результатам будет предложено решение относительно восстановления, ограничения или отмены такого регулирования.

Очень хочется надеяться, что здравый смысл победит популизм и временное станет постоянным. Устранение избыточного вмешательства государства в экономические процессы позволит снизить административное давление на бизнес, будет способствовать дебюрократизации экономики, дерегуляции и развитию свободной конкуренции, которая, в свою очередь, сама обеспечит и количество, и качество и справедливую цену.


[1] Постановление КМУ № 1548 позволяет облгосадминистрациям регулировать предельные или фиксированные цены, торговую надбавку, норму рентабельности.
[2] Постановление КМУ № 1222 обязывает производителя к обязательному декларированию изменения цены в случае, когда такие цены увеличиваются в течение месяца более чем на 1 процент.


Оксана Давыдович, исполнительный директор Молочного комитета Европейской Бизнес Ассоциации, координатор проекта «3 молочных продукта в день»

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.