Как фермеру увидеть конец в начале. Часть 2

05 декабря 2016, 07:09 2348
Гари Реуше

Малые и средние фермеры нуждаются в услугах современной дораднической службы, с акцентом на прикладные исследования экономики сельского хозяйства. Необходимы образовательные программы и услуги, которые помогут им развивать свой бизнес. Связь между научными исследованиями и сельскохозяйственным бизнесом должна быть четко определена.

Дорадничество — это услуга или система, которая помогает аграриям с помощью образовательных процедур совершенствовать методы и технику ведения сельского хозяйства, повышать эффективность производства и доходы, улучшать свой уровень жизни и повышать социальные и образовательные стандарты.

Дорадчих служб, таких как кооперативные дорадчие службы в США, в советское время не существовало, а все попытки создания такой службы в Украине не привели к особому успеху.

Основное условие существования дорадчих служб — прямая связь с поставщиками знаний и исследованиями в с/х сфере. Цель заключается в том, чтобы «расширить» научные знания фермеров с помощью прикладных исследований. Эта связь в Украине была слабой или ее вообще не было, что и объясняет отсутствие успеха.

Экономика сельского хозяйства ключевая дисциплина для дорадчих служб. Первая встреча европейских экономистов-аграриев состоялась в Украине в сентябре 2016 г. Отсутствие качественных исследований было отмечено в программной презентации президента ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса» Алекса Лисситсы «Исследования экономики сельского хозяйства в странах с переходной экономикой, или 25 потерянных лет. Пример Украины».

Лисситса рассказал, что более чем 30 украинских университетов (включая 20 сельскохозяйственных вузов) выпускают магистров экономики сельского хозяйства и докторов философии. Их исследования представляют собой «в основном описательный анализ с использованием официальных статистических данных или сравнительный анализ производительности совковых ферм». Алекс Лисситса назвал основные причины, по которым такие изыскания не дают каких-либо положительных результатов. Исследования наших ученых имеют «описательный характер на основе лучших социалистических практик» и практически не содержат каких-либо международных публикаций и презентаций. В результате, украинские ученые в сфере экономики сельского хозяйства сталкиваются с трудностями, когда нужно подавать заявку на зарубежные научно-исследовательские проекты, например, программу «Горизонт  2020».

Связь между исследованиями и с/х SMEs

Частные научно-исследовательские и учебные заведения, в отличие от государственных университетов, выполняют высококачественные прикладные исследования, частично финансируемые международными донорами. Существует тесная связь между учеными и бизнесом, который является абсолютной необходимостью, чтобы правильно спланировать исследование. Программы по исследованию экономики сельского хозяйства очень успешны за рубежом. И исследователи из частных учебных заведений «имеют ряд рецензируемых публикаций и презентаций, работающих за рубежом, в то же время ничего не выходит из украинских институтов».

Мало того, что исследований по экономике с/х в Украине недостаточно, эта информация не доходит до аудитории AgriSMEs. Нет эффективной дорадчей службы, которая может планировать и переводить исследования для украинских фермеров. Особенно эта проблема актуальна для независимых AgriSMEs или частных фермеров. Крупные коммерческие холдинги нанимают квалифицированных специалистов и организовывают внутреннее обучение для производителей, действующих в рамках их технического и административного контроля.

«N.B.!» Как фермеру увидеть конец в начале. Часть 1

Таким образом, частные, независимые фермеры, оказавшиеся без государственной или университетской поддержки, располагающие ограниченными ресурсами и не имеющие доступа к научно-техническому образованию, создают новые AgriSMEs и развивают свой бизнес.

AgriSMEs определяют исследования

За последние 10-20 лет Украина стала глобальным игроком в сельском хозяйстве. Инвесторы, как иностранные, так и отечественные, считают украинский агробизнес очень привлекательным объектом для инвестиций. Украина — нереализованный потенциал, и производители требуют технического прогресса и поддержки — особенно в отношении сельскохозяйственных экономических вопросов. Но сильная связь между научным сообществом и бизнесом должно быть в основе. Производители нуждаются в информации, которую они смогут использовать немедленно, а не ждать академических исследований. Застой в исследованиях по экономике с/х дает возможность частным университетам, таким как Киевская школа экономики и другим, сыграть жизненно важную роль в развитии сельского хозяйства Украины, сбалансированного сельскохозяйственного сектора с сильными независимыми производителями для широкого круга экономически важных продуктов, а также в занятости населения сельских районов.

Прикладные исследования

Прикладные исследования — ключевой вид деятельности. Они помогают сформировать основу для практических и полезных образовательных программ. Такие исследования планируются и осуществляются в сотрудничестве с производителями, обеспечивая надлежащее и целенаправленное управление и технологии для определенных и уполномоченных групп. Они включают заинтересованных фермеров, что дает возможность выявить связь между исследованиями и фактической потребностью.

Аграрная школа — приоритетная

Аграрная школа, или «Фарм скул», имеет целью обучение рациональным принципам ведения бизнеса тех, кто хочет открыть сельскохозяйственное предприятие. Школа рассчитана на отдельных лиц или семьи, чтобы помочь им в разработке новых предприятий в сельском хозяйстве (AgriSMEs).

Аграрная школа организовывает семинары по бизнес-планированию, а преподавателями являются специалисты дорадчих служб и опытные фермеры. Эти занятия дают студентам инструменты для создания бизнес-планов для развития жизнеспособной фермы и подготовки документации по банковским кредитам. Занятия будут планироваться так, чтобы вписаться в напряженный график работы фермы: один класс каждый месяц, и каждая бизнес-сессия будет сосредоточена на определенной области бизнес-плана, в том числе таких, как финансовое управление и эффективные маркетинговые стратегии. Цель аграрной школы — обеспечить успешное начало для фермеров, чтобы генерировать прибыльный бизнес.

Программа должна включать в себя полевые поездки на рабочие фермы во главе с инновационными опытными фермерами и сельскохозяйственными специалистами. Участники программы будут изучать экономически устойчивые методы ведения сельского хозяйства в ряде производственных систем, в том числе таких, как фрукты, овощи, специальные культуры, птицы, животноводство и агротуризм.

Школа также будет организовывать встречу с глазу на глаз со специалистом из университета по сельскохозяйственному бизнесу, маркетингу, оценке производственной системы, а также бизнес-старту. Эти консультации сэкономят студентам время и деньги и помогут им развивать агробизнес. Кроме того, студенты смогут познакомиться с региональными экспертами, которые поспособствуют выполнению ими своих планов, подключению их к ценным ресурсам.

Исследования экономики сельского хозяйства. Исследования и необходимые публикации

Экономика сельского хозяйства сегодня включает в себя множество прикладных областей, которые перекликаются с традиционной экономикой. Основные темы, представляющие интерес для Украины, следующие (Частично адаптировано с https://en.wikipedia.org/wiki/Agricultural_economics).

1. Продукты питания и потребительская экономика. Текущие потребности в Украине в основном сосредоточены на вопросах сельского хозяйственного уровня (например, влияние цен и доходов). Кроме того, сельскохозяйственные экономисты способствовали пониманию того, как домохозяйства делают выбор между покупкой еды и приготовлением пищи в домашних условиях, как формируются цены на продукты питания, как определяется порог бедности, как потребители реагируют на изменения цен и доходов в единообразной форме. Это необходимо для понимания потребительских предпочтений.

2. Производственная экономика и управление с/х. Применение экономической теории к решениям на уровне фермы. Исследования риска и принятия решений в условиях неопределенности для страхования урожая и понимания того, как фермеры делают выбор касательно внедрения новых технологий, а также экологические проблемы, такие как нехватка воды и глобальное изменение климата.

3. Развитие экономики. Заинтересованность в улучшении условий жизни в сельской местности Украины. Поскольку сельское хозяйство составляет большую часть украинской экономики с точки зрения занятости и доли ВВП, агроэкономисты проводят эмпирические исследования для оказания помощи национальному и региональному планированию.

4. Сельскохозяйственная окружающая среда и природные ресурсы:

а) разработка стимулов для контроля внешних экологических факторов (таких как загрязнение водных ресурсов за счет сельскохозяйственного производства);

б) оценка стоимости нерыночных выгод от природных ресурсов и охраны окружающей среды;

с) взаимосвязь между экономической деятельностью и экологическими последствиями.

Некоторые практические результаты: количественные инструменты для улучшения управления земельными ресурсами, предотвращения эрозии, управления вредителями, защиты биоразнообразия и профилактики заболеваний скота.

Публикации по дорадчей службе (адаптировано с https://joe.org/for-authors-submission-guidelines.php)

Как правило, издаются как рецензируемые (научные) публикации, так и нерецензированные публикации (информационные бюллетени, отчеты о растениеводстве и т. д.). Часто публикации предоставляются в электронном виде, их можно загрузить в виде PDF-файлов на открытом веб-сайте.

В контексте украинских реформ специальные публикации необходимы для информирования и образования политиков и общественности по вопросам, важным для сельского хозяйства и агробизнеса.

Примеры различных типов рецензируемых публикаций.

1. Особенности: обсудить концепции и результаты научных исследований, которые вызывают широкий интерес или имеют большое значение.

2. Краткое исследование: подвести итоги исследований. Краткая научно-исследовательская статья, в которой основное внимание уделяется методам, используемым для сбора данных.

3. Идеи для работы: определить и описать новые идеи, инновационные программы.

4. Инструменты для работы: перечислить и описать конкретные материалы, книги, методы и технологии.

5. Комментарии: предложение проблемы или представление мнений, наводящих на размышления по вопросам, которые вызывают интерес.

Примечания

Farm Size and the Organization of U.S. Crop Farming, 2013. Economic Research Service. United States Department of Agriculture.

Gary Reusche, Myles Watts, and Victor Gorbachev. April 2016. Financing Family Farms, and Creating a Level Playing Field with Large Financial Holdings. VoxUkraine.org

Ключевой проблемой является старый советский тип PhD в Украине. Эта система не изменялась с 1991 года. Основные функции следующие (translated from “Agricultural Economics Research In Transition Countries or 25 lost years. An example of Ukraine”, Dr. Alex Lissitsa, President of Ukrainian Agribusiness Club & CEO of IMC Agroholding).

  • Зарегулированы докторские программы с фиксированными сроками и отсутствием научной свободы.
  • Слабая связь с международными научными институтами не только из-за отсутствия знания английского языка, но и вследствие дефицита современных методологий.
  • Для того чтобы стать аспирантом, нужно сдать 3 экзамена: философию, иностранный язык и специальность.
  • Тема докторской диссертации должна выбираться не только из так называемой профессии в паспорте, установленной специальной комиссией.
  • Выбранная тема еще дважды проверяется и подтверждается научным советом кафедры и факультета/колледжа.
  • Индивидуальный план PhD на 4 года готовится и подтверждается с фиксированными сроками для каждого главы докторской диссертации.
  • PhD студент должен посещать лекции и сдавать специальные экзамены ежегодно.
  • Перед тем как защитить диссертацию, необходимы: не менее 5 публикаций (1 в зарубежном журнале или в украинском, который индексируется), чтобы пройти так называемые кандидатские экзамены, защитить диссертацию в колледже, подготовить и направить в выбранные учреждения, так называемый автореферат (как это сделать и кому посылать, также устанавливается Министерством образования и науки).

Д-р Гари Реуше, экс-специалист по дорадничеству Государственного университета Северной Каролины; преподаватель Международного института менеджмента, советник банка «Кредит Днепр» по вопросам кредитования сельского хозяйства, экс-руководитель ряда проектов Всемирного банка и Евросоюза в Украине.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.