Агросектор демонстрирует значительную устойчивость к COVID19

25 сентября 2020, 06:04 2173

Коронавирусная пандемия с невероятными темпами меняет мир. Единственное, что остается более-менее стабильным — население нуждается в пище, поэтому аграрии продолжают сеять и собирать урожай, а экспортеры — отправлять «панамаксы» с зерном.

Агросектор демонстрирует едва ли не самую высокую устойчивость к COVID-19. Или нет? AgroPortal.ua спросил у заместителя директора Национального научного центра «Институт аграрной экономики», д.э.н. Ольги Ходаковской.

Как повлияла коронавирусная пандемия на внешнюю торговлю сельскохозяйственной продукцией?

Ольга Ходаковская: За время пандемии произошли ощутимые изменения во внешнеторговых потоках.

Общий экспорт товаров за первое полугодие 2020 года сократился на 7% по сравнению с соответствующим периодом 2019 года. Особенно ощутимые изменения в сторону уменьшения произошли по экспорту живых животных и продуктов животного происхождения (-12,6 %), а также продукции растениеводства (-11,3 %).

Правда экспорт жиров и масла продолжает расти (+22,4 %). Положительная динамика наблюдается и по экспорту готовых пищевых продуктов (+1,8 %).

Импорт агропродовольственной продукции за этот же период вырос практически по всем позициям (13-18 %), кроме жиров и масла (-2,7 %). Тогда как общий импорт товаров сократился на 14,7 %.

Что касается внутреннего рынка, то здесь на начало карантина сложилась довольно интересная ситуация, которая сопровождалась ростом спроса на продовольствие, особенно на товары первой необходимости и продукты с длительным сроком хранения, в частности разного рода крупы – рис, гречку, овсянку и тому подобное. Это, в первую очередь, было обусловлено состоянием неопределенности и некоторой паникой среди населения. Однако со временем данная ситуация стабилизировалась. Сейчас на внутреннем рынке не наблюдается существенных изменений в объемах потребления, хотя структура потребления несколько изменилась.

Как повлияло на производство сельхозпродукции введение ограничительных мер?

Ольга Ходаковская: Введение ограничительных мер на начальном этапе пандемии Covid-19 привело к тому, что значительная часть работников были переведены на дистанционную форму работы, часть вынуждена идти в отпуска за собственный счет, предприятия в различных отраслях национальной экономики были вынуждены прибегать к экономии финансовых ресурсов через сокращение объемов деятельности, что повлекло за собой снижение уровня доходов.

Существенно сократились и поступления денежных переводов от заробитчан, которые из-за карантина массово вернулись в Украину. Поэтому во времени покупательная способность может падать.

Частично это подтверждается и ценовой ситуацией на внутреннем рынке продовольствия. Так, потребительские цены в августе 2020 года по сравнению с началом года выросли на 1,2 %. Самыми быстрыми темпами росли цены на фрукты (+26,5 %), молоко (+6,5). Из продуктов питания – хлеб (+6,3), сыр (5,9) и масло (+5,2 %). Зато за январь−август 2020 года по сравнению с январем−августом 2019 года резко снизились цены на яйца (-8,7 %), овощи (-15,9 %), масло подсолнечное (1,6 %).

Индекс физического объема оборота розничной торговли составил: в январе–июле 2020 года относительно января–июля 2019 года – 104,2 %; в июле текущего года по сравнению с июнем – 112,1 %, против июля 2019 года – 108,5 %. В целом это свидетельствует о повышении внутреннего спроса.

Как потребительский спрос будет влиять на дальнейшее функционирование компаний, задействованных в продовольственной цепи? Придется ли им переориентироваться на более дешевые продукты для удовлетворения потребностей населения в еде?

Ольга Ходаковская: В целом, ожидания относительно ухудшения потребительских настроений и покупательной способности населения Украины в результате распространения пандемии Covid-19 и введения ограничительных мер на время действия карантина пока не оправдались

Однако, что касается индекса сельскохозяйственной продукции, то в январе-июле 2020 года по сравнению с январем−июлем 2019 года он составил 88,8 %. Причем на предприятиях снижение объемов производства происходило более высокими темпами: 84,7% против 95,8% в хозяйствах населения. Однако такое снижение объемов производства связано в основном со снижением объемов потребления, а с воздействием неблагоприятных природно-климатических факторов – малоснежной зимой, холодной и дождливой весной, что ускоряет период вегетации сельскохозяйственной растительной продукции, необходимостью пересева, что сместило период уборки урожая на более поздние периоды; засухой, которая привела к снижению урожайности, и даже к полной потери урожая в отдельных регионах.

Какие факторы в условиях коронавирусной пандемии больше всего влияют на украинский агросектор и объемы производства, по Вашему мнению?

Ольга Ходаковская: В силу объективных обстоятельств на украинский агросектор и объемы производства больше всего влияют такие факторы, как стабильность внутренней политики, понятные и четкие правила игры, минимальное количество запретов и ограничений. Важным показателем является уровень доходов населения, что является определяющим фактором покупательной способности, а также спрос на продовольство и ценовая политика на внешних рынках. Для внутреннего спроса важны и такие опосредованные факторы, как поступление денежных переводов от заробитчан, которые также влияют на платежеспособный спрос населения.

Каким Вы видите будущее украинского АПК в посткоронавирусном мире?

Ольга Ходаковская: В целом следует ожидать изменения в логистике, а также снижения спроса на продукты для ресторанов, гостиниц и отрасли общественного питания.

Скорее всего, потери понесет мясная отрасль, поскольку спрос на более дорогие виды мяса может снизиться. В частности, по прогнозным оценкам ФАО, производство мяса в мире уменьшится на 1,7%, что в значительной степени обусловлено дезорганизацией рынка и снижением совокупных доходов. В отдельных регионах данная проблема усилится еще и существенными засухами. Ожидается проседание рынка морепродуктов, включая аквакультуру.

При этом птицеводство может получить дополнительную выгоду, потому что население переключится на потребление более дешевого куриного мяса. Аналогичная ситуация и по производству яиц. В частности, ожидается рост спроса на куриные яйца, что будет способствовать наращиванию объемов их производства и реализации.

В условиях карантина произойдут изменения и в сегменте производства органической продукции. В частности, это будет касаться объемов реализации органической продукции на внутреннем рынке (объемы экспорта скорее всего не изменятся, учитывая рост внешнего спроса на органическую продукцию). Сначала закрытие ресторанов и других заведений общественного питания, а затем ограничение их деятельности стало причиной потери рынков сбыта данной продукции.

Несмотря на некоторую неопределенность, обусловленную пандемией и карантинными ограничениями в 2020/2021 маркетинговом году на рынке зерновых, скорее всего сохранится благоприятное соотношение спроса и предложения.

В целом агропродовольственный сектор в очередной раз демонстрирует значительную устойчивость по сравнению с другими секторами экономики. При правильной государственной политике агросектор может превратить нынешнюю угрозу в экономическое преимущество. Главное, не упустить свой шанс!


Наталья Рекуненко, AgroPortal.ua