logo

Аналитика

Тренды в силе: на что ориентироваться производителям органики Источник фото: robbreport.com

Тренды в силе: на что ориентироваться производителям органики

Аналитика 23 апреля 2018. 07:09 1336

Небольшие и средние сельхозпроизводители все активнее берутся за выращивание органической продукции, а те, кто уже освоил это направление, идут дальше в переработку. Премия, начиная с +30% к цене на традиционную продукцию, и экспортоориентированность органической продукции являются хорошим стимулом для производителей.

Спельта и просо потеряли позиции

Сегодня в Украине 289 551 га сертифицированных органических земель и еще 91 622 га земель с переходным статусом. На них работает 294 сельхозпроизводителя органической продукции, а остальные из 426 операторов — органические производители, переработчики и трейдеры.

Лидируют по площади органических земель Одесская — 88 888 га, Херсонская — 46 148 гa, Днепропетровская области — 37 750 гa. Больше всего операторов сосредоточено в Киевской — 58, Одесской и Херсонской — 38, Харьковской областях — 29.

По данным «Органик Стандарт», по итогам производства 2016 года в лидерах по выращиванию органических культур пшеница — 80 тыс. тонн, кукуруза — 74 тыс. тонн и соя — 17 тыс. тонн.

«Непосредственно наши клиенты в 2016 году больше всего произвели кукурузы — 62,3 тыс. тонн, пшеницы — 55,9 тыс. тонн и сои — 10 тыс. тонн, — рассказывает директор ООО «Органик Стандарт» Сергей Галашевский. — А вот в 2017 году настроения производителей уже несколько изменились. Ориентируясь на данные производства, можно отметить, что в прошлом году возросло количество выращенной кукурузы до 79,4 тыс. тонн, уменьшилось пшеницы до 20,6 тыс. тонн и ячмень вытеснил сою из тройки лидеров — его собрано 14, 4 тыс. тонн».

Согласно показателям производства формируется и экспорт, здесь за 2017 год лидируют кукуруза, пшеница, ячмень. Хотя еще четыре года назад больше всего из Украины экспортировали органической спельты и проса, а сейчас эти культуры в экспортном органическом рейтинге занимают 5-6 позиции.

Потребительские тренды

Руководитель центра «Сертификант», эксперт по внедрению и сертификации систем ISO Виталий Белоусов рассказывает, что в Европе продукты покупают в основном в гипер- и супермаркетах, в Украине же преобладают такие торговые сети как супермаркеты, дискаунтеры, маленькие магазины.

Также, по его словам, Центральная Европа уже стабилизировалась в плане объема продаж, рост есть, но незначительный, а вот такие страны как Польша, Чехия, Румыния, Болгария, Турция еще демонстрируют рост.

Что касается органики, то Швейцария традиционно оставляет за собой статус страны с самым высоким уровнем потребления органических продуктов в расчете на душу населения — €274, но наибольший рост рынка органической продукции демонстрирует Ирландия — 21,8%.

При этом у потребителей несколько меняются предпочтения по выбору продукции. По словам директора ООО «Органик Оригинал», вице-президента ОС «Органическая Украина» Андрея Олефиренко, появилась тенденция к увеличению доли группы «фрукты-овощи-салаты», продуктов свежей группы, популярными становятся продукты «to go» и увеличивается количество потребителей, которые переходят на узкоспециализированные продукты.

«Среди трендов пищевого рынка — натуральные ингредиенты «органик»,«free from/свободные от» глютена, лактозы, растительных жиров, без ГМО, вегетарианские и энергетические продукты, здоровое питание, — рассказывает Виталий Белоусов. — Но покупатель всегда больше доверяет продукции, которая имеет «органик» сертификацию».

Сергей Галашевский также отмечает, что сертификация создает и усиливает доверие потребителей к производителю.

«Именно сертификация определяет органического производителя как такового и выделяет его среди других производителей, открывает ему доступ к особому сегменту рынка со специальной премиальной ценой, — отмечает эксперт. — А также сертификация способствует введению специальных схем поддержки для сельскохозяйственного производства».

Философия, мировоззрение и стиль жизни

Существуют международные стандарты, которые распространены по всему миру — Demeter и EU Organic Standard; национальные — ACO (Австралия), USDA Organiс; ряд частных стандартов — Naturland (Германия), KRAV (Швеция), Bio Suisse (Швейцария).

По совету Сергея Галашевского, выбирая орган сертификации, производитель должен иметь в виду, что он должен быть обязательно аккредитован под конкретный стандарт и признан владельцем стандарта для работы на территории определенной страны. Общее количество органов сертификации — 17, и 7 из них имеют операторов в Украине: Organic Standard насчитывает 342 органических оператора, Bio.inspectaAG — 24 Ecocert SA — 21, Control Union Certifications B.V. — 11, Kiwa BCS Oko-Garantie — 5, CERES — 4, Suolo e Salute srl — 1.

«Переходный период сельхозпредприятия на органическое производство начинается только после того, как оператор сообщит компетентным ведомствам о начале своей деятельности, и его хозяйство перейдет под наблюдение системы контроля, — рассказывает Сергей Галашевский. — В отдельных случаях началом переходного периода может считаться дата подачи заявки на проведение инспекционных и сертификационных работ. Но это только при условии, что с даты подачи заявки и подписания контракта прошло более 6-ти месяцев, и в этот период были выдержаны требования стандартов органического производства».

Для того, чтобы растения и продукция растениеводства считались органическими, земля должна находиться в переходном периоде не менее трех лет до посева и первого урожая.

«При прохождении сертификации главное, чтобы оператор и ответственный персонал понимали требования стандартов органического производства, согласно которым сертифицируется хозяйство, а именно хозяйствование соответствовало требованиям органического производства, — отмечает Сергей Галашевский. — Важным началом процесса сертификации является первая инспекция. От результатов, которые будут зафиксированы, будет зависеть весь дальнейший сертификационный процесс».

Вообще есть три вида инспекций: первая, основная, дополнительная (анонсированная/неанонсированная, полная/выборочная, по инициативе Заказчика или Исполнителя). Основной аудит проводится раз в год, но для продуктов, которые экспортируются, предусмотрено минимум две инспекции в год, одна из которых — неанонсированная.

Занять свою нишу

По оценке аналитиков ИА «АПК-Информ», экспорт органических зерновых, масличных и продуктов их переработки из Украины в сумме за 2017 год вырос на 10% в натуральном и на 7% — в стоимостном выражении — до 207 тыс. тонн, или €42 млн. В структуре экспорта преобладают зерновые культуры, доля которых по итогам 2017 года составила 66%, масличных культур — 22%. Кроме того, украинские сертифицированные производители и торговые компании отправляли за границу органические крупы, муку, а также подсолнечное масло и жмых.

По словам директора ООО «Фирма Диамант ЛТД», ТМ «Козуб-продукт» Николая Сафонова, одна из самых развитых цепочек поставок украинского органического продукта — конечно же, экспорт.

«Для большинства сельхозпроизводителей это наиболее приоритетный и желаемый канал сбыта и, кстати, во многих случаях и безальтернативный, — рассказывает представитель компании. — Спецификой данного канала сбыта является продажа сырья, прямой контракт с нерезидентом, контракт с трейдером в Украине и частая практика фиксирования цены».

Но ТМ «Козуб-продукт» ориентируется и на внутренний рынок. В компании отмечают: чтобы занять свою нишу, главная задача производителей — сделать органический продукт интересным и экономически выгодным для сетей, где он продается.

«Начиная с прогнозирования уровня продаж и заканчивая управлением различными логистическими платформами и закупками, цепочка поставок является ключевым процессом бизнеса», — считает Николай Сафонов.

От производителя к потребителю продукция может попасть через короткую цепочку поставок — фирменную торговлю, интернет-магазин, фермерские рынки, прямые продажи через агентов (сетевой маркетинг). Также можно рассматривать продажу продукции в специализированных органических магазинах и обычных торговых сетях. ТМ «Козуб-продукт» попадает на полки магазинов еще и через дистрибьюторов. Сегодня органическую продукцию этой торговой марки в Украине покупает 18 дистрибьюторов.

Другой пример построения путей сбыта органической продукции имеет украинско-швейцарское аграрное предприятие с собственной вертикально интегрированной системой от поля до конечного продукта «ЭтноПродукт». Поля и фермы предприятия расположены на севере Черниговской области Украины, где обрабатывается около 4 тыс. га органической земли (пашни, пастбища, сенокосы), содержится около 1000 голов крупного рогатого скота, благодаря чему создана основа для производства качественного конечного продукта.

Как рассказал председатель наблюдательного совета ЧАО «ЭтноПродукт», вице-президент ОС «Органическая Украина» Олег Жуковский, компания начала процесс органической сертификации 10 лет назад, а в 2010-м уже получила европейский органический сертификат IMO (Швейцария).

В 2011 году компания начала поставлять органическое сырое молоко в сети супермаркетов Киева, а через год добавили еще и органическую телятину. После запуска молокоперерабатывающего завода в Киевской области в торговые сети начали завозить органические молочные, затем — органические колбасные изделия.

Первый прямой экспорт органических зерновых потребителям ЕС (Германия) ЧАО «ЭтноПродукт» совершил в 2013 году, и в том же году компания получила органическую сертификацию в соответствии со стандартами Bioland, а сейчас имеет сертификацию BioSuisse.

«N. B.!» Бизнес спрашивает: Как государство планирует поддерживать органическое движение в Украине?


Людмила Лебедь, AgroPortal.ua

Новости

Показать все

Блоги