logo

Мнение эксперта

Ягода должна быть везде: от выпечки до заморозки, сока и даже фруктовых чипсов Источник фото: из личного архива Ярослава Мовчуна

Ягода должна быть везде: от выпечки до заморозки, сока и даже фруктовых чипсов

Мнение эксперта Ярослав Мовчун 27 февраля 2019. 06:47 525

О трендах ягодоводства, переработке, сбыте продукции и рекламе рассказал совладелец ягодной фермы «Озеряна» Ярослав Мовчун.

Тренды — качественная ягода круглый год

Тренд всегда будет оставаться один — качественная ягода. И я думаю, как раз на это нужно делать ставку производителям, поскольку именно качественной продукции не хватает на украинском рынке. А иногда причиной перепроизводства продукции становятся недобросовестные производители, которые преследуют цель заработать денег и при этом никакой миссии на рынке не выполняют.

«N.B!» VIS-A-VIS #4. Ферма Озеряна и SMM, или Как продать ягоды через Facebook

Если говорить о трендах выращивания — рынок требует ягоду круглый год, и тепличные хозяйства будут в лидерах. Интересно, что январская клубника из теплицы в Голландии вкуснее, чем наша летом. Почему? Остается только догадываться. И если уже говорить о теплицах — это технологии. Причем сложные — у нас нет специалистов и воли для реализации таких проектов. Хотя раскрою маленькую тайну: совсем скоро появится хороший проект, который многое изменит на рынке :).

Источник фото: из личного архива Ярослава Мовчуна
Источник фото: из личного архива Ярослава Мовчуна

Чаще всего в европейских супермаркетах и продуктовых раскладках на улице встречаются клубника, голубика и малина. Спрос всегда есть, и он зависит от логистики и качества. Пример — в Голландии в январе везде есть голубика, но только испанская. Часто под видом неё продается чилийская.

Объёмы переработки зависят от спроса рынка

Что касается переработки, то я уверен, что не нужно разделять и четко определять процент продукции, который должен перерабатываться. Любое решение с цифрами обусловлено рынком и подходом к продвижению этого товара на нем. У нас все больше говорят о переработке, появляются новые продукты, и это плюс. Говорить о процентном соотношении: как у нас, а как в Европе — некорректно, поскольку это очень индивидуально даже касательно конкретной ягоды.

Ягода должна быть везде

И да, ягода должна быть везде. От выпечки и свежего рынка до заморозки и сока или сухих фруктовых чипсов. Конечно, контакт производителя и ритейла — это отдельная тема, ведь даже в случае с конкретной ягодой присутствует множество сценариев.

Источник фото: из личного архива Ярослава Мовчуна
Источник фото: из личного архива Ярослава Мовчуна

Кооперироваться? С кем? 

Самая актуальная тема для украинских ягодоводов — кооперация. Правда, разница в том, что у нас сейчас кооперативное движение то появляется, то исчезает, а в Европе это давно работающая модель бизнеса. Десяток компаний объединяются капиталом и земельным банком, выбирают состав руководителей и успешно работают, поскольку получают намного большие возможности.

У нас… сложно. Первое — это ментальность, которая не даст «дяде Васе» даже мысли допустить, что какой-то «дядя Петя» будет в кооперативе выше по должности. Можно сказать, что мы недалеко отошли от колхоза, но это грубо. Хотя, правда, есть кооперативы, которые существуют за счет грантов. Это тупиковая ветвь развития, ведь чтобы что-то сделать, нужно быть голодным и искать решения, а не принимать их готовыми в виде помощи.

Второе — не все кооперативы одинаково полезны. Мой опыт общения с одним кооперативом длился 4 месяца — я хотел узнать условия работы и бюджеты для посадки. Но результата никакого не достигли.

Могу назвать успешным формат объединения, который выстроен в нашем ягодном клубе SAP. Он существует уже довольно давно, его члены находятся в разных странах, но мы устраиваем встречи, много общаемся, обмениваемся информацией, поддерживаем друг друга — это самые главные моменты для работы. Финансы не должны пересекаться между участниками — все закончится на почве денег, это факт.

Источник фото: из личного архива Ярослава Мовчуна
Источник фото: из личного архива Ярослава Мовчуна

О ягоде нужно «кричать»

О ягоде так же, как и о любом продукте в HoReCa, нужно «кричать» и напоминать о себе. Причем последняя фишка — это фестивали и любые проявления в форматах уличной еды. До нас пока этот тренд не дошел в силу неповоротливости игроков рынка, но скоро будет много интересных предложений от небольших ФХ, которые более гибкие и быстрее реагируют на тенденции.


Ярослав Мовчун специально для AgroPortal.ua


Ключевые новости аграрного рынка в Telegram

Новости

Показать все

Блоги