logo

Блоги

План ликвидации вагонов-зерновозов снимет напряжение или спровоцирует панику? Источник фото: из личного архива Алексея Шахова

План ликвидации вагонов-зерновозов снимет напряжение или спровоцирует панику?

Блоги Алексей Шахов 19 февраля 2019. 07:04 2663

Согласно справке «Укрзализныци», на сегодняшний день в Украине 22 347 вагонов-зерновозов. Из общего парка 11 476 вагонов на балансе «Укрзализныци», 10 871 — вагоны других собственников.

Вагонный парк зерновозов «Укрзализныци» состоит из следующих моделей зерновозов: 1 267 вагонов-зерновозов модели 11-739 (особенность данного вагона — круглые люки для загрузки, в основном данный вагон согласно технической документации имеет максимальную грузоподъемность 65 тонн. Объем вагона 93 м3); 10200 вагонов-зерновозов модели 19-752 (самая распространенная модель зерновоза на «Укрзализныце», данную модель можно грузить до 70 тонн, но по некоторым вагонам такой модели существуют ограничения по загруженности до 65 тонн. Объем вагона 94 м3); 9 вагонов-хоппер модели 19-923-07 (ранее данные вагоны использовали для перевозки минеральных удобрений. Грузоподъемность 70 тонн, но объем в 81 м3 не позволяет грузить зерном до 70 тонн из-за низкой натуры зерна).

Согласно техническим параметрам данных моделей вагонов, их нормативный срок эксплуатации 30 лет. На сегодня средний возраст вагона-зерновоза парка «Укрзализныци» составляет 33,4 года. Строительство вагонов-зерновозов происходило:

Год выпуска вагона

Количество вагонов

Срок эксплуатации, годы

Нормативный срок эксплуатации

1991

11

28

30

1990

529

28,5

30

1989

1043

29,6

30

1988

964

30,7

30

1987

1244

31,5

30

1986

1358

32,6

30

1985

1470

33,4

30

1984

1640

34,6

30

1983

1333

35,6

30

1982

860

36,5

30

1981

276

37,7

30

1980

303

38,7

30

1979

285

39,6

30

1978

115

40,6

30

1977

38

41,6

30

1976

7

42,4

30

 

Из общего парка вагонов-зерновозов «Укрзализныци», по которым закончен срок эксплуатации, 678 вагонов уже не эксплуатируются, средний возраст данных вагонов 37,6 лет.

Из информации выше, 86% зерновозов преодолели отметку нормативного срока эксплуатации и должны быть списаны на данном основании. Но в Украине существует порядок продления срока службы грузовых вагонов, по которому можно продолжить эксплуатацию зерновозов максимум еще до 15 лет после окончания срока эксплуатации, но если вагон технически пригоден для этого. В соседних государствах (Беларусь, Россия, Казахстан) положение о продлении срока службы вагонов после окончания срока эксплуатации отменили, вагоны работают до 30 лет. Если бы в Украине последовали примеру государств-соседей и запретили бы использовать вагоны дольше нормативного срока их эксплуатации, то у нас бы на сегодняшний день осталось только 14%, или 1583 зерновозов из всего парка «Укрзализныци». Дефицит вагонного парка, финансовое состояние УЗ не позволяют принять данное постановление.

Вагоны, которые отработали нормативный срок эксплуатации и которые продолжают эксплуатировать, это объект повышенной опасности. Учитывая возраст и техническое состояние вагонов, в «Укрзализныце» есть определенный срок конечной даты эксплуатации каждого вагона. Сводная информация выглядит следующим образом:

Количество вагонов

Год

Будет списано

10 798

2019

2 001

8 797

2020

2 109

6 688

2021

537

6 151

2022

922

5 229

2023

1 971

3 258

2024

648

2 610

Дата списания не определена

Количество списания не определено

О возможностях продления срока эксплуатации для данных вагонов ничего пока неизвестно. «Укрзализныця», видимо, понимает, что инвестировать/строить новые вагоны-зерновозы со своим финансовым положением не сможет. Поэтому инвестиции должны быть частные, и для этого уже есть готовая нормативно-правовая база и финансовая основа для данных инвестиций. Исходя из того, что вагонам «Укрзализныци» осталось недолго жить, руководство «Укрзализныци» предоставило жесткие и четкие установки для инвестирования в зерновую логистику:

- маршрутные элеваторы;

- частные вагоны.

Исходя из того, что горизонт для списания вагонов-зерновозов парка «Укрзализныци» небольшой, для УЗ важно сейчас, чтобы бизнес понял, что надо инвестировать. Политика УЗ с одной стороны выглядит очень жесткой, а с другой, без жестких мер в отношении дальнейшего направления движения, инвестиций, логистический кризис будет усиливаться. Если официально озвучить план ликвидации зерновозов и то, что УЗ не планирует строительство новых вагонов, это создаст ажиотаж на вагоны и очередь на вагоностроительные заводы. Производители вагонов в свою очередь будут необоснованно повышать цены.

Понятно, что логистика зерна не состоит только из одних вагонов, она зависит от множества факторов, но ясно одно: вагонный парк УЗ старый и нуждается в обновлении.

Алексей Шахов, менеджер по логистике AgroGeneration


Источники:

http://www.uz.gov.ua/cargo_transportation/electronic_transportation/ (Парк грузовых вагонов Украины с распределением по РРС)

http://www.uz.gov.ua/cargo_transportation/legal_documents/wagon_termin/ (Порядок продления срока службы грузовых вагонов всех форм собственности в структуре ПАО «Укрзализныця»)


Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.

Ключевые новости аграрного рынка в Telegram

Новости

Показать все

Блоги