logo

Блоги

Логистика как дополнительный бизнес или постоянная проблема аграриев?

Логистика как дополнительный бизнес или постоянная проблема аграриев?

Блоги Алексей Шахов 15 июня 2020. 10:35 1650

Вскоре начнется новый сезон сбора урожая, и для аграриев вопрос логистики, как всегда, снова будет актуален. Вопросов — множество. Как обезопасить себя уборочной техникой и автотранспортом? Какие будут ставки на перевозки? На какой элеватор завезти урожай? Каким образом отгрузить в порт и вовремя выполнить контракты? И этот перечень можно продолжать.

Поскольку на сегодняшний день около 2/3 зерновых из Украины продается на экспорт, около 90% экспорта происходит через морские зерновые терминалы и примерно 70% зерновых в порты отгружается по железной дороге, предлагаю разобрать этот основную зерновую логистическую цепочку: поле → элеватор → портовый терминал.

На примере озимой пшеницы попробуем увидеть движение зерна, слабые места цепочки логистики, и как они влияют на стоимость логистического процесса.

Как говорит наука, для предупреждения потерь урожая общая продолжительность уборочной кампании для озимой пшеницы должна составлять не более 10-12 дней. После данного срока, на фоне таких факторов как полегание посевов зерновых культур, склонность к осыпанию, возможность прорастания в колосе, растет угроза повреждения посевов болезнями и вредителями. Через 15 дней после достижения зрелости неубранные посевы теряют 25-30% урожая зерна, а через 20 дней — треть.

Задача следующая. На площади 4000 га озимую пшеницу необходимо собрать до 10-12 дней. Учитывая погодные условия и технические остановки уборочной кампании, во избежание потерь урожая сроки желательно сократить еще как минимум на пару дней. Поэтому на 8-10 дней уборочной кампании необходимо рассчитывать технику. Расчетная урожайность по данной площади 4 т/га.

4000 га * 4 т ÷ 8 дней = 2000 т/сутки — необходимо техники для уборки (норма сбора с поля).

Логистическую цепочку в определенном кластере (примере) построим в виде графика, где высота — потребность/возможность, длина — путь зерна по логистической цепочке.

Под первый норматив — норма сбора с поля — и рассчитывается вся остальная логистика. Если необходимо собирать 2000 т в сутки, то и техника как минимум должна собирать такое же количество зерна (с учетом погодных условий и технических остановок). От норматива сбора рассчитывается уборочная техника, от количества собранного рассчитывается автотранспорт для перевозки, от количества перевозки рассчитывается прием на элеваторе, от количества приема на элеваторе рассчитывается возможность очистки и сушки зерна. После чего зерно может попадать в места формирования товарной партии/места хранения. После накопления товарной партии/хранения зерно необходимо отгрузить. Из пункта отгрузки зерно в вагонах перемещается с точки отгрузки до станционного пути приема/сдачи вагона с грузом на ответственность железной дороги. Железная дорога принимает, перевозит и передает перевезенный вагон(ы) с грузом на путь грузополучателю.

Например, взят среднестатистический элеватор, построенный в советские времена. С учетом факторов потребность/возможность построен график движения зерна по логистической цепочке. Из графика можно наблюдать падение логистической линии на этапе приемки зерна на элеваторе. Вопросов с приемом может быть множество, развернутый логистический график по приему или любой операции можно построить отдельно. Но рассмотрим обобщающую картину — к чему приводит падение логистического графика при приеме зерна на элеваторе.

Если вам удалось организовать количество уборочной техники в соответствии с потребностью — нормативом сбора с поля, обеспечить достаточное количество автотранспорта для вывоза зерна с поля, то автомобили, прибывшие на элеватор, из-за низкой пропускной способности приема на элеваторе вынуждены останавливаться в очередь на разгрузку. Очередь увеличивает время оборота автомобиля. Увеличение времени оборота автомобиля уменьшает количество автомобилей на загрузке под уборочной техникой. Уменьшение количества автомобилей под уборочной техникой приводит к дефициту транспорта, дефицит транспорта приводит к остановке сбора. Остановка сбора приводит к смещению сроков уборочной кампании и соответственно потерям зерна относительно количества и качества. Дополнительный простой на загрузке или разгрузке увеличивает время оборота автотранспорта и провоцирует его дефицит, дефицит транспорта и простой провоцируют увеличение ставки за транспортировку на одну тонну зерна.

В большинстве элеваторов страны самая низкая точка логистической цепи — это расстояние от момента отгрузки в вагоны до момента попадания вагонов на станционные пути приема/сдачи груза. Вопросов к этому узкому месту может быть множество, и рассматривать их стоит отдельно, индивидуально для каждого объекта.

Несмотря на недостатки элеваторов, построенных в советские времена под другую логистику и в других технических условиях, сегодня ведущие агрохолдинги тоже часто допускают логистические просчеты. Пример непрактичного использования вложенных средств в строительство элеватора можем наблюдать у агрохолдинга, который входит в топ-10 крупнейших латифундистов Украины. Во избежание антирекламы элеватор называть не буду, но для знатоков скажу следующее.

Элеватор построен в Тернопольской области, Тернопольском районе. Построен без логистического расчета или с простой халатностью к этому. Элеватор имеет следующие показатели:

- прием — 4 000 т/сутки;

- сушка — 4 800 т/сутки (3 600 + 1 200 т, 2 сушилки) при снятии влаги 10%;

- очистка — 3 600 т;

- транспортное оборудование — 6 000 т/сутки;

- мощность единовременного хранения — 88,5 тыс. т;

- мощность отгрузки — в соответствии с транспортным оборудованием и потребностью в очистке — 3 600-6 000 т;

- суточная норма подачи вагонов на элеватор — 1000 т/сутки (15 вагонов — подача при наличии станционного локомотива).

Если все перечисленные мощности более или менее сбалансированы, то из-за просчета в выборе места строительства и подключения элеватора к железнодорожной сети/станционному пути элеватор не может использоваться максимально эффективно. Технические условия УЗ не позволяют локомотиву элеватора выезжать на пути железной дороги, что в свою очередь из-за отсутствия маневровых локомотивов железной дороги не позволяет делать переподачу вагонов и грузить больше вагонов или грузить маршруты, когда этого пожелает элеватор. При этом расходы элеватора на собственный локомотив стабильные, и дополнительно оплачивается локомотив железной дороги. Как минимум 2/3 грузопотока в год, или 200% элеватором теряется. Сколько это денег — считайте сами.

Фото элеватора с логистическим просчетом
Фото элеватора с логистическим просчетом

В 2019/20 МГ на первый взгляд новый мощный элеватор, который имеет собственный маневровый локомотив, такой же, которые имеет «Укрзализныця», но без права выезда на станционные пути, не сделал через железную дорогу даже одного оборота. Эффективность данного предприятия под большим вопросом.

Но существуют и другие примеры, когда компания строит элеваторный комплекс на 30-50 тыс. т единовременного хранения с максимально правильной логистикой, стратегическим видением, и элеватор делает по 8 оборотов в сезон (маркетинговый год).

Подытоживая вышенаписанное, хочется, чтобы аграрии уделяли больше внимания логистике, не считали это чем-то второстепенным или таким, на что необходимо обращать внимание в последнюю очередь. Некоторые логистические решения, новые проекты могут принести неплохие финансовые показатели для агрокомпании. Желательно, чтобы аграрии анализировали стоимость целой логистической цепочки, анализировали факт расходов прошлых лет. В основном аграрии обращают внимание на ставки элеватора, но не всегда учитывают факт доставки до элеватора и фактическую стоимость отгрузки с элеватора.

При задержке в уборочной кампании можно потерять около трети урожая. Если агрокомпания будет обеспечивать автотранспорту оборот три раза в сутки вместо одного, то перевозчики в первую очередь поедут к такому аграрию и могут предоставить скидку около 30% на такие перевозки с хорошим оборотом — говорят перевозчики. Увеличение пропускной способности узких мест элеватора повысит его эффективность, увеличит возможности по перевалке зерна. Увеличение суточной нагрузки на железную дорогу спровоцирует уменьшение ставки на перевозку зерна. Увеличенный вал зерна через железную дорогу будет служить защитой от клеветы «малодеятельный» или любой другой клеветы недобросовестных конкурентов. Иногда в цепи логистики экономически целесообразнее пользоваться сторонними элеваторами вместо имеющегося собственного. Собственным элеватором в то же время можно предоставлять услуги сторонним компаниям.

Конечно, каждый свою эффективность считает, как хочет, но с годами конкуренция в аграрном рынке повышается, и логистика может играть один из ключевых факторов в выживании на этом рынке. Взвешенный, стратегический подход к логистике — это залог сохраненного урожая, эффективного использования денежных средств, ликвидная и правильная капитализация агрокомпании.

Р.S. Самый короткий срок окупаемости инвестиций в аграрную логистику, который мне пришлось наблюдать/принимать участие, составлял 10 дней. Инвестиции составляли около одного миллиона гривень. До этого компания годами пользовалась другой логистической цепочкой.

Алексей Шахов, эксперт по аграрной логистике


Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.

Ключевые новости аграрного рынка в Telegram

Новости

Показать все

Блоги