logo

Блоги

Демонополизация или дополнительная регуляция для бизнеса? Источник фото: ЕБА

Демонополизация или дополнительная регуляция для бизнеса?

Блоги Ирина Душник 04 марта 2020. 12:00 1038

31 января 2020 года вступило в силу постановление КМУ «Некоторые вопросы реализации Закона Украины «О карантине растений» №1177, которым отменяется государственная монополия фитосанитарных лабораторий.

Зерновое бизнес-сообщество Европейской Бизнес Ассоциации поддержало данное решение, поскольку это дает возможность привлечь частные лаборатории к проведению фитосанитарной экспертизы зерна на экспорт. Однако, к сожалению, без ложки дегтя не обошлось.

В частности, норма пункта 88 порядка, утвержденного вышеуказанным постановлением (относительно проведения инспектирования, осмотра, фитосанитарной экспертизы (анализа), повторной фитосанитарной (арбитражной) экспертизы (анализа), надзора, обследования, мониторинга, обеззараживания объектов регулирования, оформления сертификатов), обязывает экспортеров проводить фумигацию (один из методов борьбы с вредителями) с обязательным установлением системы рециркуляции в трюмы судов глубиной вместе с комингсом более 12 метров.

Однако, по данным представителей бизнес-сообщества, учитывая мировые тенденции, потребности международного рынка, географическое положение, ограничения осадки судов в морских портах Украины и другие факторы, украинская сельскохозяйственная продукция отгружается на экспорт в морских портах Украины в подавляющем большинстве на суда, глубина трюмов большинства которых превышает 12 метров вместе с комингсом.

Таким образом, вышеупомянутая норма порядка фактически обязала грузоотправителей, которые отгружают сельскохозяйственную продукцию на суда в портах Украины, дополнительно устанавливать систему рециркуляции с целью проведения фумигации грузов, требований по установлению которой, кстати, раньше не было предусмотрено.

Что же вообще такое система рециркуляции?

Теоретически система рециркуляции используется для ускорения процесса фумигации и дегазации груза в транзите. Она представляет собой комплекс пластиковых труб, которые закладываются на дно трюма судна и выводятся в верхнюю часть трюма. Там они подключаются к вентиляторам, которые забирают газообразный фумигант с верхней части трюма и перемещают его в нижнюю часть трюма. Однако на практике все не так однозначно.

В чем же заключается проблема?

На данный момент в Украине отсутствуют государственные стандарты относительно пластиковых труб и вентиляторов, которые должны использоваться в составе системы рециркуляции. По данным экспертов Европейской Бизнес Ассоциации, отечественные фумигационные компании нередко используют с этой целью трубы для дренажных и канализационных систем, способность которых выдержать давление толщи зерна в трюме научно не подтверждена, что ставит под сомнение эффективность применения такой системы рециркуляции. Итак, в условиях отсутствия регуляции, стандартизации и сертификации таких систем на государственном уровне, по мнению бизнеса, это новое обязательство является преждевременным.

Кроме этого, обязательная установка системы рециркуляции в отдельных случаях может быть не совсем целесообразной, научно и экономически обоснованной.

Так, скорость проникновения газообразного фумиганта в толщу зерна, загруженного в трюм судна, составляет около 2-3 метров в сутки. Таким образом, установление эффективной системы рециркуляции при отгрузке сельскохозяйственной продукции в, например, Египет (срок перехода судна из Николаевского морского порта составляет около 5-6 суток) считается целесообразным, поскольку в момент прибытия груза в порт назначения сельскохозяйственная продукция в трюмах судна должна быть полностью обеззараженной. Однако, без применения системы рециркуляции фумигант может не успеть проникнуть на всю глубину трюма за такой короткий срок.

С другой стороны, срок перехода морского судна из Николаевского морского порта в Китай или Индонезию составляет около 30 суток. За это время качественный фумигант без применения системы рециркуляции способен проникнуть на полную глубину трюма. Таким образом, обязательное установление системы рециркуляции в случаях длительных переходов морских судов в порт выгрузки является не всегда эффективным и экономически целесообразным.

По информации представителей бизнеса, текущая рыночная стоимость установки системы рециркуляции составляет от 12 до 25 центов США за тонну сельхозпродукции. И, фактически, эти дополнительные расходы возлагаются на грузоотправителей, что, в свою очередь, может существенно отразиться на экспортных ценах украинской сельхозпродукции и потенциально сделать их менее конкурентоспособными на международных рынках.

В то же время не стоит забывать и об экологическом факторе. Так, на данный момент, большое количество развитых стран прилагает максимум усилий для минимизации использования пластика и его пагубного влияния на окружающую среду. Возвращаясь к вопросу систем рециркуляции, где используются именно пластиковые трубы, во многих странах до сих пор не урегулирован вопрос их утилизации (например, страны MENA или Юго-Восточной Азии). В других странах (например, страны Европейского союза) такая утилизация существует, но является достаточно дорогостоящей.

Поэтому представители Комитета масличных и зерновых культур Европейской Бизнес Ассоциации считают, что в нынешних реалиях закрепление нового обязательства по обязательной установке системы рециркуляции в трюмы судов глубиной вместе с комингсом более 12 метров является не в полной мере целесообразным и обоснованным. А в перспективе может ухудшить конкурентоспособность украинской сельхозпродукции на международных рынках. По мнению бизнеса, решение об установке системы рециркуляции должно приниматься грузоотправителем в каждом отдельном случае — учитывая продолжительность перехода судна из порта погрузки в порт назначения, а также с учетом фитосанитарных и других внутренних правил страны импорта.

Поэтому бизнес призывает вместо того, чтобы обязывать всех грузоотправителей, которые экспортируют сельскохозяйственную продукцию, дополнительно устанавливать систему рециркуляции с целью проведения фумигации грузов, предоставить возможность принимать решения в соответствии с законодательством страны назначения или согласно условиям внешнеэкономического договора (контракта). Надеюсь, голос прозрачного бизнеса будет услышан!

Ирина Душник, исполнительный директор Комитета зерновых и масличных культур ЕБА


Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.

Ключевые новости аграрного рынка в Telegram

Новости

Показать все

Блоги