logo

Блоги

Борьба с фальсифицированной молочной продукцией: кто должен нести ответственность Источник фото: из личного архива Оксаны Давыдович

Борьба с фальсифицированной молочной продукцией: кто должен нести ответственность

Блоги Оксана Давыдович 04 ноября 2016. 07:51 4463

В последние годы на украинском рынке увеличилось количество молочных продуктов, при производстве которых используются заменители молочного жира, а производитель не указывает этого в соответствующей маркировке.

То есть речь идет о фальсификате.

К тому же фальсифицируется все больше видов молочной продукции. Если раньше это касалось в основном масла и сгущенного молока, то теперь мы все чаще слышим о фальсифицированных сырах и цельномолочной продукции. Замена животных жиров растительными, в частности пальмовым маслом, применяется для снижения себестоимости молочной продукции, ведь тонна сухого молока дороже тонны пальмового масла почти в три раза.

Тестирование молочной продукции общественными организациями в Украине свидетельствует, к сожалению, о том, что производители часто заменяют молочные белки немолочными, а также добавляют различные вещества, которых в настоящих молочных продуктах быть не должно. Так, по результатам проведенного ГП «Укрметртестстандарт» исследования образцов масла сладкосливочного в начале этого года, почти 60% отобранных в торговых сетях образцов оказались фальсификатом и только 43% — настоящим маслом в соответствии с ГОСТом. Пользуясь тем, что часто по вкусу и цвету потребитель не может отличить молочное содержание от немолочного (то есть трансжиров, которые добавляют в фальсификат), и в условиях ненадлежащего контроля со стороны соответствующих государственных органов недобросовестные производители получают свободный доступ к рынку.

В это сложное для украинской экономики время[1], когда покупательная способность населения за последние годы снизилась вследствие уменьшения реальных доходов, производители часто используют нелегальную практику замены натуральных компонентов, замены молочных жиров растительными без указания соответствующей информации на этикетке или упаковке для продажи «натуральных» продуктов питания по доступным ценам и получения прибыли. Распространение такой тенденции не только опасно с точки зрения пищевой безопасности и здоровья населения, но и приводит к снижению доверия потребителей ко всей категории той или иной продукции, и от этого страдают добросовестные производители.

Таким образом, особенно остро встает вопрос введения действенного механизма противодействия производству и распространению фальсифицированной продукции, а также усиления контроля государства за фальсификатом. Ведь ситуация, которая сложилась, создает угрозу для здоровья потребителей, негативно влияет на репутацию добросовестных производителей молочных продуктов, приводит к потерям поступлений в государственный бюджет и ухудшению инвестиционного климата страны.

Основными мероприятиями на пути борьбы с фальсификатом должны быть следующие:

1) Обеспечение доступа потребителя к достоверной информации о пищевых продуктах.

2) Усиление мер государственного контроля в отношении соответствия действующему законодательству по производству и маркетингу продуктов питания.

3) Повышение штрафов за фальсификат.

4) Проведение образовательно-разъяснительной работы (мероприятий) с целью информирования потребителей о фальсифицированной и поддельной продукции.

5) Содействие международному сотрудничеству в области защиты потребителей.

Одним из важных шагов на пути повышения эффективности борьбы с фальсификатом является предусмотрение в украинском законодательстве права коллективного иска. Ведь сегодня в нашей стране коллективные иски вне закона, тогда как в мире можно обратиться в суд коллективно.

Кроме этого, важным является приобщение к процессу очистки рынка от фальсификата добросовестных производителей, которые также терпят убытки из-за фальсификаторов, о чем уже упоминалось выше. В связи с этим следует отметить, что для Молочного комитета Европейской Бизнес Ассоциации, в состав которого входит 10 ведущих производителей молочной продукции, вопрос борьбы с фальсифицированной молочной продукцией является одним из приоритетных направлений деятельности, а его члены принимают участие в этой работе на экспертном уровне.

25 ноября 2016 г. Европейская Бизнес Ассоциация организовывает общую встречу с целью обсуждения и согласования конкретного плана действий по борьбе с фальсифицированной продукцией и детенизацией экономики Украины в пищевых и непищевых секторах.

К участию в этом круглом столе приглашены представители всех органов власти, в чьей компетенции находится этот вопрос, в частности, Министерства экономического развития и торговли, Министерства финансов, Министерства юстиции, Государственной фискальной службы, Государственной службы Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей, комитетов Верховной Рады Украины по вопросам налоговой и таможенной политики и по вопросам экономической политики. Надеемся, что результатом этого мероприятия станет не только выработка конкретных путей детенизации, но и их практическое воплощение и, как следствие, существенное уменьшение количества фальсифицированной продукции.


[1]По данным Государственной службы статистики Украины, в I квартале 2016 года по сравнению с аналогичным периодом 2015 года реальные доходы населения уменьшились на 14,9%.


Оксана Давыдович, исполнительный директор Молочного комитета Европейской Бизнес Ассоциации, координатор проекта «3 молочных продукта в день»


Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.

Ключевые новости аграрного рынка в Telegram

Новости

Показать все

Блоги