logo

Спецпроекты

Утренний кофе // Сколько природа платит за ваши кроссовки?

Утренний кофе // Сколько природа платит за ваши кроссовки?

Спецпроекты 28 октября 2019. 07:00 503

Времена, когда кроссовки можно было увидеть исключительно в спортзале, канули в Лету. Кажется, что это было давно и неправда: спортивную обувь теперь надевают куда и с чем угодно, будь то деловой костюм, платье или что-то еще.

Пара тренировочной обуви за весь период своего существования выбрасывает в атмосферу примерно 13,6 кг углекислого газа.

Постепенно кроссовки превратились в культовый предмет гардероба. Теперь же они стали еще и экологичными и «осознанными» — изготовленными из вторсырья и с оглядкой на окружающую среду. Примеров много: плоды проекта Ocean Legend Stella McCartney — кроссовки, сделанные из собранного организацией Parley for the Oceans океанского пластика, фавориты модных съемок и герцогини Сассекской — Veja, недавнее совместное творение озабоченной эковопросами марки Reformation и New Balance, линия #becausethereisnoplanetb марки Ecoalf; а также коллаб Everlane и Allbirds, соединяющий вторично использованный пластик и сахарный тростник.

Углеродный след от кроссовок больше углеродного следа, оставляемого любым другим предметом вашего гардероба, так что плата природы за него впечатляюще высока. Исследователи Массачусетского технологического института выяснили, что рядовая пара тренировочной обуви за весь период своего существования выбрасывает в атмосферу примерно 13,6 кг углекислого газа. «Это невообразимо много, — сокрушается один из авторов исследования Рэндольф Кирчейн. — Показатель слишком высок для вещи, которая не использует электричество или какое-либо топливо». Львиная доля выбросов приходится на процесс производства, что совсем неудивительно, учитывая, какие технологии и материалы в нем задействованы.

«Типичные беговые кроссовки целиком состоят из пластика, — говорит один из основателей марки Veja Себастьен Копп. — А что такое пластик? На 99% это нефтепродукт». В числе полученных из нефти видов пластика — полиэстер, термопластичный полиуретан, полиэтилентерефталат и этиленвинилацетат», — добавляет он.

Большинство из нас прекрасно знает, что эти материалы таят в себе угрозу, но так как они дешевые и удобные, это поддерживает уровень спроса. Удобство, устойчивость и долговечность — самые важные для тренировочных кроссовок свойства. Смешайте пластик с фиброй и вы получите гибкую, но прочную верхнюю часть кроссовка; оснастите пластиковую подошву парой воздушных подушек — вот вам упругость и амортизация.

30% состава брендовых кроссовок — природные материалы вроде кукурузы, натурального каучука и пены из водорослей.

Крупные бренды, вроде Nike, и нишевые марки, такие как Barefoot, всячески пытаются сократить углеродные выбросы, модернизируя и материалы, и производственные процессы. «Думаю, только осознав, насколько неэкологична и опасна нынешняя система, можно всерьез задуматься над ее будущим», — говорит главный специалист по устойчивому развитию в Nike Ноэль Кайндер. Благодаря технологической новации спортивного гиганта под названием Flyknit почти 1588 т мусора не добрались до полигонов, а отправились на переработку. «Нити изготавливают из полиэстера, полученного в результате переработки пластиковых бутылок. Это позволяет сократить количество вредных выбросов и отходов на 60% по сравнению с производством обычных кроссовок», — поясняет Кайндер.

В этом году Adidas запустили программу Futurecraft.Loop. «Это новаторский подход к производству тренировочной обуви, который подразумевает использование одного типа материала и отказ от клея, — объясняет ноу-хау менеджер по развитию бренда Аманда Вербек. — Обычно пластик трудно поддается переработке, если он изначально не сделан для последующего использования. В этом и заключается прорыв Futurecraft.Loop».

Месяц назад в гонку вступили и Veja со своей новой моделью Condor, которую они называют «первыми в мире постнефтяными кроссовками». Такой термин мог бы указывать на отсутствие пластика вообще, но даже Veja — обладатели репутации главных экоадептов — пока не могут себе этого позволить. «Мы на полпути к успеху: наши беговые кроссовки лишь на 53% состоят из биоразлагаемых материалов, но для первого опыта это неплохо, — признается Себастьен Копп. — Они не идеальны, но мы движемся вперед». Франко-бразильский бренд к критике привык: когда в 2005 году Veja только запустились, никто и подумать не мог, что понятия честной торговли и органической моды будут соседствовать, и что подобный продукт кого-то заинтересует.

«Наша главная цель — замкнуть круг и организовать безотходное производство», — говорит дизайн-директор Vivobarefoot Ашер Кларк. В линейке марки самая прогрессивная модель на сегодняшний день — Primus Lite II Bio: 30% состава — природные материалы вроде кукурузы, натурального каучука и пены из водорослей. «Тут есть, к чему придраться, — признает Ашер. — Обувь все еще содержит немало синтетики, но это определенно шаг в верном направлении».

За 2014 год в мире было произведено порядка 24,3 млрд пар кроссовок.

Nike готовят новые запуски к токийской Олимпиаде 2020. «Экологичным материалам, безотходному производству и моде суждено идти плечом к плечу, — говорит Кайндер, анонсируя их. — В мае мы опубликовали манифест о безотходном производстве, это руководство к действию для модной индустрии и для нас самих». Взгляд со стороны намного более критичен. «Каждая компания решает какую-то одну проблему, но никто не берется за всю картину целиком, — говорит Софи Хеллиер, профессиональная серфингистка, занявшаяся активизмом после того, как лично убедилась, чем чреваты пластиковые отходы. — Мы понимаем, что производим слишком много пластиковых кроссовок и думаем, как с этим быть, но решение произвести еще больше просто абсурдно, оно противоречит всякой логике. Если бы они запустили безотходное производство и отказались от использования пластика — вот это меня действительно впечатлило бы».

Согласно отчету The Good Shopping Guide, только за 2014 год в мире было произведено порядка 24,3 млрд пар кроссовок, а значит, немедленные перемены просто необходимы. «И все же, — добавляет Хеллиер, — сам факт того, что эти огромные компании плюют на все и продолжают вкладывать деньги в инновационные идеи, внушает надежду. Я буду носить их и поддерживать, потому что знаю, что они работают над собой. Если мы продолжим относиться к делу так же безалаберно, как раньше, делать обувь будет просто не из чего и незачем».


AgroPortal.ua по материалам Vogue.ru


Ключевые новости аграрного рынка в Telegram

Новости

Показать все

Блоги